484 — второстепенную, как, например, в Швейцарии, Швеции и Норвегии, тогда на первое место выступает нравственная сторона питейного вопроса, и фискальные интересы фй подчиняются. В этом случае монопольная система продажи питей, как государственная мера общественной нравственности, может иметь даже некоторые преимущества перед другими системами обложения спирта. Совершенно другой характер получает вопрос о монополии там, как, например, у нас-в России, где на первый план выступает стремление пра, вительства получить от продажи питей возможно больший доход. Чем сильнее зависит государственный бюджет от питейного дохода, тем больше является для правительства соблазна отодвигать нравственную сторону на второй план и на первый план поставить сторону финансовую. Вот почему, при суждении о значении действия монополии в России не следует ни в каком случае упускать из виду эти противоречия». Творцы питейной реформы сами отлично понимают, что изменением порядка торговли спиртными напитками нельзя устранить потребности в алкоголе. Необходимо на ряду с этим привлечь к борьбе с пьянством общественные элементы, к ограждению народной нравственности и народного здравия должны быть призваны лучшие люди страны. «Борьба с этим застарелым нашим злом,—говорится по этому поводу в циркуляре министерства финансов чинам акцизного ведомства от 22-го декабря 1894 года,—не легка. Она требует не только соответственных изменений в условиях питейной торговли, но должна быть, для желательного успеха, вспомоществуема совокупными усилиями всех лучших людей общества. Недостаточно ослабить соблазн питейного заведения, необходимо еще возб}гдить в населении расположение к трезвости и воздержанию, как противовес этим соблазнам: недостаточно законом устранить от питейной торговли людей, частный интерес которых побуждает их спаивать народ; необходимо еще, чтобы сам народ уразумел смысл и цель предпринятой правительством реформъ». | — 485 — Вот почему одновременно с осуществлением питейной реформы были учреждены попечительства о народной трезвости, задачи которых и сводились к содействию борьбе с пьянством и к насаждению в широких кругах населения правильных понятий о разрушительном действии алкоголя. По мысли законодателя попечительства должны были проводить в жизнь такия мероприятия, которые отвлекали бы народ от кабака и давали бы ему возможность разумного и здорового использования часов своего досуга. К сожалению, попечительства далеко не оправдали тех надежд, которые на них возлагались, не подвинулись до сих пор ни на иоту вперед в решении тех задач, которые были им поставлены. И после двадцатилетней деятельности попечитфльств мы накануне их упразднения и передачи их функций другим организациям, общественный характер которых более резко выражен. Неудача попечительств объясняется тем, что сознание необходимости участия общественных сил в проведении реформы и вполне определенная постановка задач, которыми должны были руководствоваться вновь призываемые к жизни общественные учреждения, шли совершенно в разрез с наличным составом попечительств и их организацией. Состав комитетов попечительств народной трезвости гарантировал их от всякого участия общественных сил, а, главное, от их решающого влияния. Состав губернского комитета следующий: председатель— губернатор. Первенствующий членъ— епархиальный архиерей. Члены: Управляющий акцизными сборами и удельным округом; управляющие палатами: контрольной, государствен ных имуществ, казенной. Депутаты от духовного ведомства. Председатель и прокурор окружного суда, вице-губернатор. Директор народных училищ, директор одного из средних учебных заведений, председатель отделения крестьянского поземельного банка, начальник губернского жандармского управления, уездный воинский начальник и врачебный инспектор. Кроме того, председатель губернской земской |