— 485 — Вот почему одновременно с осуществлением питейной реформы были учреждены попечительства о народной трезвости, задачи которых и сводились к содействию борьбе с пьянством и к насаждению в широких кругах населения правильных понятий о разрушительном действии алкоголя. По мысли законодателя попечительства должны были проводить в жизнь такия мероприятия, которые отвлекали бы народ от кабака и давали бы ему возможность разумного и здорового использования часов своего досуга. К сожалению, попечительства далеко не оправдали тех надежд, которые на них возлагались, не подвинулись до сих пор ни на иоту вперед в решении тех задач, которые были им поставлены. И после двадцатилетней деятельности попечитфльств мы накануне их упразднения и передачи их функций другим организациям, общественный характер которых более резко выражен. Неудача попечительств объясняется тем, что сознание необходимости участия общественных сил в проведении реформы и вполне определенная постановка задач, которыми должны были руководствоваться вновь призываемые к жизни общественные учреждения, шли совершенно в разрез с наличным составом попечительств и их организацией. Состав комитетов попечительств народной трезвости гарантировал их от всякого участия общественных сил, а, главное, от их решающого влияния. Состав губернского комитета следующий: председатель— губернатор. Первенствующий членъ— епархиальный архиерей. Члены: Управляющий акцизными сборами и удельным округом; управляющие палатами: контрольной, государствен ных имуществ, казенной. Депутаты от духовного ведомства. Председатель и прокурор окружного суда, вице-губернатор. Директор народных училищ, директор одного из средних учебных заведений, председатель отделения крестьянского поземельного банка, начальник губернского жандармского управления, уездный воинский начальник и врачебный инспектор. Кроме того, председатель губернской земской | — 486 — управы, два депутата от губернского земского собрания и городской голова губернского города. В уездный комитет попечительства о народной трезвости вошли: в качестве председателя—уездный предводитель дворянства и в качестве членов: депутат от духовного ведомства, начальники средних учебных заведений, инспектора народных училищ, уездный член и товарищ прокурора окружного суда, полицмейстер, исправник, уездный воинский начальник, помощник начальника жандармского управления, участковые земские начальники, податные инспектора, непременный член уездного по крестьянским делам присутствия, уездный или городовой врач, почетные мировые судьи, участковые мировые судьи, городские судьи и... акцизный чиновник. Кроме того, председатель уездной земской управы, два депутата от уездного земского собрания, городской голова или—в уездных комитетах губернских городов, член городской управы. Мы нарочно привели этот длинный перечень участников комитета. Из него ясно вытекает, на какую безплодную работу обречены только что названные учреждения. Участвующие в комитетах чины различных ведомств слишком сильно завалены своими прямыми служебными обязанностями, чтобы они могли еще уделять внимание такому маловажному на их. взгляд вопросу, как борьба с пьянством. Участие общественных сил в проведении реформы, необходимость общественного котроля,—эти слова звучат насмешкой при подобном составе комитетов. Два-три общественных деятеля, принимающих участие в комитетах, растворяются в целом море чиновного люда. Не могли изменить чисто бюрократического характера попечительств почетные члены и члены соревнователи: ведь в организации дела они принимали очень мало участия. Состав попечительств очень скоро вызвал против себя нападки. Слишком ясно было, что при таких членах комитеты ничего не сделают для отрезвления народа. Уже первые шаги деятельности попечительств вызвали резкую отповедь со стороны прогрессивных деятелей. Газета «Северный Курь- |