Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 469   >>>

— 469 —

из той или другой статьи, стремление сосредоточить в своих руках всю продажу определенного продукта, чтобы иметь возможность устанавливать на него любую цену и заставлять расплачиваться . потребителя, — вот что служит побудительным мотивом для проведения к жизни государственной монополии по продаже того или иного продукта. Такия чисто фискальные цели преследует винная монополия в Швейцарии и Кохинхине, табачная монополия во Франции, Италии и Австро-Венгрии. И те же интересы фиска должна поддерживать винная монополия у нас в России.

Но переход от акцизной системы, действовавшей у нас в течение тридцати лет, к винной монополии, совершился у нас под влиянием побудительных мотивов особого рода; и, помимо интересов государственной казны, монополия служит интересам определенной группы населения, заслуживающей в глазах правительства исключительного внимания и щедрой поддержки.

Причиной введения у нас монополии, говорит проф. Озеров, послужили стачки виноторговцев и заводчиков в восточных губ. Виноторговцы устраивали здесь правильные съезды и устанавливали цены на вино. Виноторговцы скупали разрешительные свидетельства сельских обществ (сельския общества имели право разрешать и запрещать винную торговлю в своей черте) и закрепляли за собой монополию продажи вина. В городах они также закрепляли за собой винную торговлю, располагая городския управления в свой пользу путем внесения крупных сумм «на блоготворительные цели».

Таким образом хозяевами положения и в городе и в деревне были виноторговцы, и они имели полную возможность повышать цены на вино, фальсифицировать его. Для казны же от такого порядка возникала большая опасность, что потребление, блогодаря дороговизне вина, сократится, и вследствие этого уменьшатся поступления от акциза. И в восточных губерниях, где эта опасность больше всего угрожала казне, там прежде всего и была введена монополия.

— 470 —

Таким образом, отнюдь не угрожающие размеры пьянства напугали правительство, а сокращение потребления побудило поскорей осуществить питейную реформу. Быть-может, при этом имелось в виду устранить или хотя бы смягчить уродливые формы, которые приняло пьянство. Но финансовое ведомство весьма и весьма рассчитывало на переход населения от спорадического к регулярно - привычному потреблению спиртных напитков и с этим связывало надежды на увеличение поступлений в государственную казну. «В самой системе распространения монополии, — говорит Ф. Я. Несме-лов,—несомненно, проглядывает намерение поддержать падавший питейный сбор. С 1885 года и по 1894 год душевое потребление вина сократилось с 0,70 до 0,53 ведра, а затем в 1898 году понизилось до нормы голодных лет, т.-е* до 0,50 ведра. При таких условиях казенную продажу начали вводить именно в тех четырех восточных губерниях, где был наименьший душевой расход вина,—всего 0,35 ведра; в следующую очередь включили юго-западные и те из малороссийских губерний, в которых наблюдалось особенно быстрое сокращение потребления, а затем к последней отнесены более устойчивые в этом отношении губернии».

Другая задача питейной реформы—поддержка сельско-хозяйственного винокурения. С каждым годом действия винной монополии, с распространением ея на новые районы, все яснее выступал ея покровительственный характер для сельскохозяйственного винокурения. Согласно правилам 1904 года зоготовка всего необходимого для казны спирта производится путём распределения этого количества между винокуренными заводами для поставки в казну по заранее определенным ценам. Цены спирта, приобретаемого по разверстке, были непомерно высоки. Так, в то время как цена на спирт, приобретаемый с торгов, составляла около 40 коп. за ведро с доставкой, цены на спирт, приобретаемый по разверстке, достигали 57 коп. без доставки. Министерство Финансов имело полную возможность, устанавливая тот или другой размер цен, оказывать в скрытой форме субсидии сельскохозяйственному винокурению.