Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 466   >>>

— 466 —

Питейная реформа путем введения казенной продажи вина мотивировалась необходимостью устранить личный интерес кабатчиков, который признан был главным источником всех питейных неурядиц. Действующим лицом по продаже вина, согласно новому закону, должно было явиться правительство, поставившее себе главной задачей улучшение народного быта, ограждение народной нравственности и народ-' ного здравия, тогда как вопрос о питейном доходе должен был быть отодвинут на второй план. Предполагалось, что при новой системе из виноторговли будет устранен элемент своекорыстия и соблазна, которыми была обставлена раздробительная питейная торговля.

В циркуляре министра финансов от 22 декабря 1894 г. был провозглашен основной принцип вновь вводимого порядка виноторговли. «Реформа должна преследовать прежде всего народное отрезвление, а затем уже интересы фиска».

Творцы реформы исходили из того положения, что количество выпиваемого нашим народом вина вообще не велико, но способ потребления его не рационален, так как крестьяне не пьют водку постоянно и в умеренном количестве, но. изредка напиваются ею в кабаках до полного опьянения, с огромным вредом для своего блогосостояния И здоровья.

В своем докладе, представленном в Государственный Совет, С. Ю. Витте указал, как на главную цель питейной реформы, на «приучение населения к более регулярному потреблению вина, улучшение качества вина, ограждение продажи питей от корчемства и привлечение к торговле вином лиц с более высоким нравственным уровнемъ». Один из представителей финансового ведомства А. А. Шумахер откровенно говорил, что правительство проведением в жизнь винной монополии отнюдь не думало сократить потре бление спиртных напитков. «Меры правительства,—говорит он,—по части развития выносной торговли вином, в ущербт распивочной продаже его, несомненно, должны до известной степени приучить население к более равномерному потребле нию вина».

— 467 —

Соответственно указанным видам правительства винокурение и при казенной продаже питей было оставлено на существовавших до реформы условиях, с воспрещением лишь продажи спирта, вина и водочных изделий, помимо казны, на местцое потребление. Не потерпели изменений и правила о выделке водочных изделий, но лишь при обязательном приобретении заводчиками спирта из казны. Варение пива, портера, браги, меда, а также торговля этими продуктами и виноградным вином были изъяты из действия правил о казенной продаже вина. Все прочие крепкие напитки— спирт, водка, водочные изделия — объявлены были предметами казенной продажи. Спирт обращается в продаже не иначе, как в очищенном виде и крепостью не ниже 40°. Продажа спирта и водки производится лишь в запечатанной или обандероленной посуде.

В целях уничтожения кабака, как причины и источника пьянства, распивочная продажа в селениях совершенно прекращена. Место кабака заняли казенные винные лавки, где потребитель мог купить вино только на вынос в запечатанной посуде. Предполагалось, что крестьянин принесет бутылку водки к себе домой и там будет пить ее в течение нескольких дней с пользой для своего здоровья и нравственности. В городах же для распивочной торговли остались трактиры, число которых значительно сократилось.

Таковы основания питейной реформы, проведенной у нас законом 1894 года. Посмотрим теперь, привела ли реформа к желанной цели, действительно ли она имела своим последствием отрезвление народа.

Прежде всего необходимо сказать, что идея монополии, осуществленная бывшим в то время министром финансов С. Ю. Витте, не представляет чего-либо нового, необычного для России. Напротив, питейная государственная монополия существовала в России издавна: часто эта монополия отдавалась на откуп, но не раз делались попытки непосредственного ведения питейного дела государством, как это было во времена императрицы Елизаветы и императора Александра I.

30*