Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 457   >>>

— 457

рениюстью отнести на счет повышения цены продукта. Единственное явление, которое мы с несомненностью констатировали во всех случаях действительного или даже ожидаемого повышения налога, заключалось в более или менее значительном фиктивном повышении цифры душевого потребления за время, предшествующее повышению налога,—и в таком же фиктивном понижении душевого потребления за время, следующее за повышением акцизной ставки. Причиной этого явления, как мы указывали, было образование на руках у розничных торговцев и непосредственных потребителей запасов дешевого алкоголя».

Таким образом, от повышения акциза и вздорожания спирта прежде всего выигрывала казна, выигрывали продавцы, сумевшие за время, предшествовавшее повышению акцизных ставок, скупить значительные запасы спирта, и больно расплачивался потребитель за свой пагубную страсть. Он вынужден был отдавать в фиск значительно большую долю своих доходов и сокращать потребление предметов первой необходимости. А алкоголизм нисколько не пострадал в своем разрушительном размахе.

Такой же безподной мерой по борьбе с пьянством следует признать ожидаемое дальнейшее повышение цены спирта, о котором возвестил министр финансов во время обсуждения росписи на 1914 год в Государственном Совете. По словам министра правительство намерено добиться повышения продажной цены обыкновенного вина с 8 руб. 40 к. до 12 руб. и столового вина с 10 руб. до 16 руб. за ведро. Такая мера будет иметь лишь одно последствие—значительное увеличение государственных доходов. Потребление алкоголя нисколько не уменьшится, лишь из тощого народного кармана будут вновь выкачаны огромные средства, что еще больше подорвет физическия силы населения и подготовит почву для дальнейшого пышного расцвета пьянства. Нельзя забывать о богатом опыте прошлого, нельзя закрывать глаза на действительность. Нельзя отождествлять интересов фиска с мерами по борьбе с пьянством, и нельзя думать, что выигрыш первого означает успех и победу второй. Это—две

— 458 —

противоположных задачи, и к победе над пьянством надо итти совершенно иными путями, а не повышением цены продукта, ставшого в силу указанных уже условий физиологической потребностью для народных масс.

Винная монополия.

Монополия представляет собой не что иное, как отчу” ждение прав, принадлежащих всем или многим в пользу одного. Винная монополия заключается в передаче государству исключительного права на торговлю спиртом. Сосредоточение торговли спиртом в руках казны признается некоторыми одним из орудий борьбы с пьянством по двум причинам. Во-первых, необходимо исключить при торговле спиртными напитками частный интерес, задачи которого сводятся к тому, чтобы продать возможно больше вина и, значит, возможно больше спаивать народ. Во-вторых, необходимо пустить в обращение водку хорошого качества, по возможности лишенную сивушного масла, которое оказывает особенно разрушительное влияние на организм; а эта операция очистки спирта должна совершаться под контролем государства, и на рынок должен быть выпущен продукт, обладающий наименее вредными качествами.

В целях борьбы с пьянством винная монополия была осуществлена в Швейцарии законом 23-го декабря 1886 г. Главный вдохновитель и творец этой законодательной меры Миллье исходил в своих обоснованиях необходимости реформы из того положения, что пьянство приняло в некоторых кантонах чрезвычайное распространение по той причине, что ядовитый продукт легко доступен населению, блогодаря существованию множества мелких винокурен. В кантоне Берн имелось около 12.000 домашних винокурен, одно такое учреждение приходилось на 42 жителя. В два раза больше мелких винокурен существовало в кантоне Ааргау и в Люцерне. «Алкоголь, — говорит, по поводу этих цифр, Боденгаймер,—проклятие Швейцарии. В каждом доме, в