Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 451   >>>

— 451 —

подносятся учащимся в виде несомненных истин, против которых нельзя возражать. Он удивляется тому, что, по приказу министра, математики становятся гигиэнистами и начинают говорить о предметах, в которых они ровно ничего не понимают. У учащихся только затуманивается сознание, они не могут в себя прийти от хлынувшей на них волны противоречий. Кругом люди пьют, пьет, быть-может, сам учитель, а им твердят неустанно, что все пьющие обязательно должны преждевременно погибнуть и что они сразу попадут * в ад. «Мне было бы очень любопытно узнать, — говорит Дюкло,—какое значение может иметь такая школьная проповедь в стране, производящей сидр, пиво или вино, и осмелится ли бордоский или бургундский школьный учитель дурно отзываться о вине в тех местах, где этим живут. Проявляя излишнее усердие в том направлении, куда его толкают программы и инструкции, он рисковал бы поставить свои наставления в полное противоречие с тем, что видят и слышат его ученики изо дня в день дома». Педогоги, по мнению Дюкло, не должны быть столь догматичными и прямолинейными, как рассылаемые им [циркуляры и программы. «Поистине приходишь в изумление,—продолжает Дюкло,— когда видишь, что учебные власти требуют от своих учителей сделаться в данную минуту и химиками, и физиологами, и медиками, и статистиками, беседовать о пиромукозном альдегиде, о циррозе печени, о маниакольной, меланхолической и слабоумной форме алкоголизма. Как будто и без того преподавание не сделалось уже весьма склонным к преклонению пред словами! Я хотел бы поэтому, чтобы наставники оказывали противодействие, когда их заставляют рассуждать о предметах, превышающих их компетенцию, и безбоязненно заявляли: «Это не наше дело! это проповедни

чество, начинающееся с требования от нас веры в какие-то догматы и окончивающиеся угрозами циррозом, безумием, туберкулезом и проч., кажется нам преподаванием какого-то катихизиса или корана, обещающого рай или ад; нам скажется, что такое преподавание нравственно развращает как преподавателя, так и его учениковъ».

— 452 —

Мы нарочно привели эту длинную тираду проф. Дюкло. Ее с успехом для себя могли бы прочитать все сторонники: личной гигиэны, апостолы трезвости, рекомендующие живое* слово заменят безжизненной и не оказывающей никакого действия проповедью. Слова Дюкло могут служить назиданием для руководителей учебного дела, успевших втиснуть-уже все предметы в мертвящия рамки программы и собирающихся теперь то же самое сделать по отношении к алкоголизму.

Нет, не это нужйо в целях борьбы с социальным, зломъ! Нужны знания, а не проповедническия реляции, представляющия в ложном свете действительное положение вещей. Запугивания и застращивания не приносят никакой пользы. Борьба с алкоголизмом представляет собой часть общественного здравоохранения, и только в связи с общими основами гигиэны и должно итти изложение последствий злоупотребления спиртными напитками. Беседы должны вестись специалистами, которые отнюдь не должны затушевывать социальных причин бедствия. Возложение всей ответственности на личность пьющих не соответствует существу дела и создает превратный взгляд на алкоголиков в среде самих учащихся.

Ни в коем случае не следует пользоваться при преподавании лубочными картинами и плакатами, в которых-нет ни смысла, ни художественной правды. Ходульное изображение органов алкоголиков, излишнее подчеркивание происшедших в них изменений, являясь недопустимым нарушением научной истины, в то же время не производят впечатления. Вместо таких картин следует употреблять, хоть и не столь эффектные, но зато правдивые рисунки, вполне, точно передающие те явления, которые имеют место в организме привычных алкоголиков.

Мы восстаем против насаждения обществ трезвости среди учащихся «подъруководством учителей»; они вряд ли: в состоянии служить действительной мерой отвлечения школьников от вина. При излишнем усердии учителя заставляют учеников давать обеты воздержания, обещать в течение-всей жизни не прикасаться к спиртным напиткам. Но та