Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 452   >>>

— 452 —

Мы нарочно привели эту длинную тираду проф. Дюкло. Ее с успехом для себя могли бы прочитать все сторонники: личной гигиэны, апостолы трезвости, рекомендующие живое* слово заменят безжизненной и не оказывающей никакого действия проповедью. Слова Дюкло могут служить назиданием для руководителей учебного дела, успевших втиснуть-уже все предметы в мертвящия рамки программы и собирающихся теперь то же самое сделать по отношении к алкоголизму.

Нет, не это нужйо в целях борьбы с социальным, зломъ! Нужны знания, а не проповедническия реляции, представляющия в ложном свете действительное положение вещей. Запугивания и застращивания не приносят никакой пользы. Борьба с алкоголизмом представляет собой часть общественного здравоохранения, и только в связи с общими основами гигиэны и должно итти изложение последствий злоупотребления спиртными напитками. Беседы должны вестись специалистами, которые отнюдь не должны затушевывать социальных причин бедствия. Возложение всей ответственности на личность пьющих не соответствует существу дела и создает превратный взгляд на алкоголиков в среде самих учащихся.

Ни в коем случае не следует пользоваться при преподавании лубочными картинами и плакатами, в которых-нет ни смысла, ни художественной правды. Ходульное изображение органов алкоголиков, излишнее подчеркивание происшедших в них изменений, являясь недопустимым нарушением научной истины, в то же время не производят впечатления. Вместо таких картин следует употреблять, хоть и не столь эффектные, но зато правдивые рисунки, вполне, точно передающие те явления, которые имеют место в организме привычных алкоголиков.

Мы восстаем против насаждения обществ трезвости среди учащихся «подъруководством учителей»; они вряд ли: в состоянии служить действительной мерой отвлечения школьников от вина. При излишнем усердии учителя заставляют учеников давать обеты воздержания, обещать в течение-всей жизни не прикасаться к спиртным напиткам. Но та

— 453 —

кая постановка вопроса представляет собой ошибку в педогогическом отношении. Учащийся не сознает даже значения своего обещания и изменяет ему нередко при первом же представившемся случае.

Не к этим мерам воздействия должна свестись борьба

алкоголизмом в школе. Необходимо уничтожить ту почву, на которой алкоголизм дает пышные плоды в среде учащихся. Если основной причиной алкоголизма служит плохое питание, то какую помощь в этом деле может оказать самая горячая проповедь или обет воздержания? Вот несколько данных, касающихся питания наших городских школьников: 61,7% пред уходом в школу довольствуются куском сухого хлеба, или чаем без молока, или пустым кофе; 10% идут с пустым желудком; 41% на завтрак получают сухой хлеб. Только 4% питаются нормально, 53% хронически не доедают, 32,5% лишены совершенно мясной пищи.

С нашей точки зрения улучшение питания учащихся, школьный приварок значительно больше сделают в отношении отвращения подрастающого поколения от спиртных напитков.

Но главная сторона школьной жизни, его руководящий нервъ—дело обучения и воспитания юношества. На эту сторону должно быть обращено самое серьезное внимание. Необходимо помнить, что искоренение вредных наклонностей из среды учащихся—отнюдь не простое и легкое дело. Речь идет о перестройке всего здания нашей школы, о коренном изменении систем обучения и воспитания, об усвоении педогогическим персоналом и учебным начальством другого взгляда на учащихся, как на чрезвычайно живых и впечатлительных людей, к которым нужно уметь подходить, а не как на манекены, безропотно принимающие то положение, какое им придадут.

Нужно стараться развить личность в учащихся, создать для них живые интересы, которые бы захватывали их всецело, нужно показывать им мир, полный красоты и обаяния, нужно научить их наслаждаться без вина. Решение этой задачи, которая стоить пред современной школой, будет наи-