— 437 никакие призывы к совести недопустимы, так как, во-первых, они не достигают цели; во-вторых, они противоречатъ’ нашим представлениям об алкоголизме, как о явлении, нисколько не вытекающем из велений личной воли людей. При широкой постановке внешкольного образования, при деятельной просветительной работе, при обезпечении голодного ума необходимой пищей пьянство само по себе утратит те безобразные формы, в которых оно выливается в настоящее время особенно в России. Развитие в людях личности, поднятие в них чувства чести и достоинства, само по себе, без всякой специальной пропаганды, направленной исключительно против алкоголизма, способны уже дать некоторые плоды в смысле смягчения нравов и, значит, уменьшения пьянства в его наиболее диких проявлениях. Но нужно хорошо помнить, что одни отвлеченные знания мало помогают. Нужно, чтобы была создана такая обстановка, при которой знания находят для себя полезное применение, нужно, как мы уже неоднократно говорили, привязать человека к жизни, сделать ее красивой и интересной. И только на такой почве просвещение сослужит свой полезную службу. Сделайте человека образованным, но оставьте его в той же тяжелой житейской обстановке, в какой он находился до сих пор, и он все-таки побежит в трактир. Если человека угнетает та же материальная необезпеченность, если постоянным камнем лежит на его сердце безправное положение, если его стремление к общению с другими постоянно сталкивается с преодолимыми для него препятствиями, то его образованность пе спасет его от мучительной потребности в иллюзиях и От жажды вина. Роль просвещения в деле борьбы с алкоголизмом отлично понята в Англии и Америке, где очень хорошо поставлено специальное ознакомление широких кругов населения с зловредностью спиртных напитков, но где не забыта необходимость знаний вообще и где тратятся огромные средства на приобщение масс ко благам истинной науки. В Англии, например, «ассоциация союза надежды» могла похвалиться тем, что ею в одном 1901 году устроено | — 438 — было 34.800 чтений о вреде алкоголизма, и число лицг посетивших эти чтения, равнялось 3.800.000. Нои в Англии, и в Америке предпринимаются крупные шаги для повышения общого уровня образования народных масс. На это бросаются огромные денежные средства. Достаточно указать на то, что один только американский миллиардер Карнеджи пожертвовал свыше миллиарда марок (500 милл. руб.) на устройство народных библиотек в Англии и в Америке. Другой миллиардер Рокфеллер пожертвовал в 1903 году «своему» университету в Чикого 56 милл. мар. (27 милл. руб.) и на народные библиотеки 22 миллиона. В одном только 1903 году в одних только Соединенных Штатах Северной Америки пожертвовано было частными лицами на воспитательные учреждения (народные школы) 159 милл., на устройство музеев и выставок 11,6 милл., и на открытие народных библиотек 31,4 милл. Откуда у нас черпать те огромные средства, которые необходимы для широкой постановки дела народного просвещения? Попечительства о народной трезвости получают всего 21/2 миллиона руб. в год на нужды просвещения. В 1904 году в России попфчительствами о народной трезвости устроены были всего 5575 чтений для народа, имевших между прочим целью ознакомление слушателей с вредом пьянства. В 1905 году московское попечительство устроило всего на все 49 чтений, на которых публики было 8293 человека, но из всех этих чтений только одно посвящено было вопросу о борьбе с пьянством. В России сравнительно в ничтожных размерах ведется дело издания брошюр и летучих листков о вреде пьянства. В 1903 году распространено было 297 тысяч брошюр, и в 1904 году—64 тыс. Из 651 попечительств, существовавших в России в 1905 г., всего два занимались продажей листков и брошюр, при чем ограничивались распространением сочинений, ранее изданных, сами же ничего в этой области не предпринимали. Какими ничтожными и малозначащими оказываются приведенные нами только что русския данные по сравнению с |