— 436 — ный голод, которым одержимы рабочие. Они нуждаются в самосознании, в ясном понимании своего положения в современном государстве и прав и обязанностей, вытекающих из этого положения. Поэтому рабочему требуются знания относительно сущности государства, о взаимоотношениях между народом и государственной властью. Ведь рабочая масса в настоящее время во всех странах призвана к выделению из своей среды представителей для участия в законодательной работе страны. И этот политический долг пред родиной, вполне совершенное право служить ему, сознание ответственности пред народом могли бы создать в трудящихся интерес к живой действительности, который один лишь в состоянии отвлечь человека от спиртных напитков. Трудящимся необходимы также знания по основным вопросам здравоохранения. Вредное влияние на организм спиртных напитков должно составлять лишь одну из глав ги-гиэны, которая должна преподноситься, разумеется, в удобоваримом виде слушателям. Если рабочим читаются специально лекции по вопросу о борьбе с алкоголизмом, если сведения из анатомии и физиологии приводятся лишь постолькуу поскольку они необходимы для понимания разрушительного влияния алкоголя на человеческий организм,—лекция не в состоянии захватить слушателя и дать ему представление о сущности и важном значении трактуемой проблемы. Другое дело, когда рабочий уже предварительно усвоил основные понятия о строении организма, о его функциях. Ему не придется разжевывать в мельчайших подробностях объяснение ядовитого действия алкоголя, ему будет доступен вопрос во всем его объеме. Когда речь идет о просветительной деятельности на поприще борьбы с алкоголизмом, нет слов для того, чтобы достаточно резко подчеркнуть весь вред лубочных картин и всякого рода преувеличений, которыми стараются запугивать, слушателей. Необходимо стремиться к одной цели—дать слушателям или читателям научное представление о сущности алкоголизма и о мерах борьбы с ним. Изложение ни на одну минуту не должно вырождаться в проповедь или в нотацию; | — 437 никакие призывы к совести недопустимы, так как, во-первых, они не достигают цели; во-вторых, они противоречатъ’ нашим представлениям об алкоголизме, как о явлении, нисколько не вытекающем из велений личной воли людей. При широкой постановке внешкольного образования, при деятельной просветительной работе, при обезпечении голодного ума необходимой пищей пьянство само по себе утратит те безобразные формы, в которых оно выливается в настоящее время особенно в России. Развитие в людях личности, поднятие в них чувства чести и достоинства, само по себе, без всякой специальной пропаганды, направленной исключительно против алкоголизма, способны уже дать некоторые плоды в смысле смягчения нравов и, значит, уменьшения пьянства в его наиболее диких проявлениях. Но нужно хорошо помнить, что одни отвлеченные знания мало помогают. Нужно, чтобы была создана такая обстановка, при которой знания находят для себя полезное применение, нужно, как мы уже неоднократно говорили, привязать человека к жизни, сделать ее красивой и интересной. И только на такой почве просвещение сослужит свой полезную службу. Сделайте человека образованным, но оставьте его в той же тяжелой житейской обстановке, в какой он находился до сих пор, и он все-таки побежит в трактир. Если человека угнетает та же материальная необезпеченность, если постоянным камнем лежит на его сердце безправное положение, если его стремление к общению с другими постоянно сталкивается с преодолимыми для него препятствиями, то его образованность пе спасет его от мучительной потребности в иллюзиях и От жажды вина. Роль просвещения в деле борьбы с алкоголизмом отлично понята в Англии и Америке, где очень хорошо поставлено специальное ознакомление широких кругов населения с зловредностью спиртных напитков, но где не забыта необходимость знаний вообще и где тратятся огромные средства на приобщение масс ко благам истинной науки. В Англии, например, «ассоциация союза надежды» могла похвалиться тем, что ею в одном 1901 году устроено |