Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 435   >>>

— 435 —

нибудь еще хуже. Разве все это, вместе взятое, не служит к огрубению способной натуры русского человека? Поэтому как же можно удивляться тому, что наш народ темен, дик и невежествен; что он пьянствует, и не умеет проводить свой досугъ? Ведь праздник ему не приносит истинной, здоровой радости и отдыха, потому что у него нет разумных, просветительных удовольствий и занятий. Что же ему делать в свое свободное время? Читать,—книги нет, и достать ее негде, а о других каких-либо просветительных развлечениях и думать нечего. Итти,—но куда же? Кругом все так обычно, однообразно, пусто и безцветйо. Не от кого получить ни одной новой светлой мысли, ни одного нового разумного слова. На душе скучно, и тоже пусто. Вот разве бутылочку распить с приятелем. Это развлечение давно уже известно и много раз испытано. Выпьешь,—и весело тебе станет. И идет наш рабочий человек к товарищу; выпивают они вместе бутылку за бутылкой и веселятся вволю по-своему: «поют песни непристойные, орут речи недостойныя», и домой расходятся, чтобы закончить свой разгул самодурством над детьми и женами. И это, снова повторяю, совсем не удивительно. Если мы до сих пор не создали для крестьянина возможности пользоваться разумными удовольствиями, развивающими его духовные и физическия силы, то он сам находит себе другия удовольствия противоположного характера, убивающия эти силы и заглушающия все, что есть доброго и чистого в душе человека». Ясно отсюда, что могучим оплотом против пьянства могла бы служить широкая постановка внешкольного образования среди народных масс, стремление насадить истинную культуру в крестьянстве, приобщение его к благам знаний, ко всему тому, что есть в жизни прекрасного, что питает ум и чувство в такой мере, при которой нет нужды усыплять духовную жажду наркотическими средствами.

Нуждается также в просвещении и болезненно ощущает эту нужду наш рабочий. Элементарные школы в наше время уже не удовлетворяют наемного труженика. Умение читать, писать и считать недостаточно для того, чтобы утолить духов

— 436 —

ный голод, которым одержимы рабочие. Они нуждаются в самосознании, в ясном понимании своего положения в современном государстве и прав и обязанностей, вытекающих из этого положения. Поэтому рабочему требуются знания относительно сущности государства, о взаимоотношениях между народом и государственной властью. Ведь рабочая масса в настоящее время во всех странах призвана к выделению из своей среды представителей для участия в законодательной работе страны. И этот политический долг пред родиной, вполне совершенное право служить ему, сознание ответственности пред народом могли бы создать в трудящихся интерес к живой действительности, который один лишь в состоянии отвлечь человека от спиртных напитков.

Трудящимся необходимы также знания по основным вопросам здравоохранения. Вредное влияние на организм спиртных напитков должно составлять лишь одну из глав ги-гиэны, которая должна преподноситься, разумеется, в удобоваримом виде слушателям. Если рабочим читаются специально лекции по вопросу о борьбе с алкоголизмом, если сведения из анатомии и физиологии приводятся лишь постолькуу поскольку они необходимы для понимания разрушительного влияния алкоголя на человеческий организм,—лекция не в состоянии захватить слушателя и дать ему представление о сущности и важном значении трактуемой проблемы. Другое дело, когда рабочий уже предварительно усвоил основные понятия о строении организма, о его функциях. Ему не придется разжевывать в мельчайших подробностях объяснение ядовитого действия алкоголя, ему будет доступен вопрос во всем его объеме.

Когда речь идет о просветительной деятельности на поприще борьбы с алкоголизмом, нет слов для того, чтобы достаточно резко подчеркнуть весь вред лубочных картин и всякого рода преувеличений, которыми стараются запугивать, слушателей. Необходимо стремиться к одной цели—дать слушателям или читателям научное представление о сущности алкоголизма и о мерах борьбы с ним. Изложение ни на одну минуту не должно вырождаться в проповедь или в нотацию;