Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 432   >>>

— 432 —

деятельность которых решительно никого не в состоянии была удовлетворить (см. ниже).

Итак, понятно, почему общества трезвости обречены на жалкое прозябание. Они прибегают к проповеди, отрешдясь от действительных причин пьянства, стараясь даже забыть о них. Меткую характеристику обществам трезвости дал д-р Португалов, сумевший в немногих словах вскрыть причину того фиаско, которое терпят на каждом шагу тре-звенные организации. «Долго искали суррогата водки,—говорит этот автор,—но мы убеждены в том, что лучший суррогат водки—говядина. А потому общества трезвости и все проповедники воздержания никогда не достигнут цели, если они ограничат свои требования голословными фразами и не позаботятся о снабжении своих членов нужными питательными веществами, заменяющими вино. Лучшими обществами трезвости будут те, которые позаботятся снабдить нуждающихся хорошей пищей вообще, и в особенности говядиной. Итак, пусть учреждаются мясные общества с целью потребления и распространения говядины. Это будут лучшия общества трезвости в мире».

Просветительные меры. Рабочие клубы.

Потребность в просвещении глубоко заложена в народных массах. Многочисленные авторы рассказывают, как растет в нашем народе жажда знаний, как утомленные после тяжелого трудового дня рабочие бегут все же на лекции, доклады, чтобы удовлетворить проснувшиеся духовные запросы. Скучный и однообразный труд, требующий громадного напряжения сил, создает род нервно-психического увечья, при котором алкоголь является необходимостью. При таких условиях роль лечебной меры может сыграть хорошая духовная пища, способствующая умственному развитию и поднимающая образовательный уровень народных масс. *

Мы далеко не разделяем того мнения, что одним только просвещением, одним распространением, как общих знаний, так и специальных о вреде пеянства удастся удержать

— 433 —

народ от самоотравления спиртными напитками. Ведь есть же группы интеллигентных людей, хорошо знакомых с ужасами пьянства и все же продолжающих пить. «По статистическим исследованиям,—говорит один автор,—оказывается, что значительный процент алкоголиков дают образованные сословия,—врачи, юристы, художники и литераторы,—все люди читающие, и врачи, к тому же специально ознакомленные со всем вредом влияния спиртных напитков на организм, видавшие не раз картины разрушения здоровья спиртными напитками в клиниках, больницах и на секционных столах, осведомленные с губительным влиянием наследственности алкоголиков на потомство». Очевидно, одного знания сущности зла еще недостаточно въ_[деле правильной постановки борьбы с алкоголизмом.

Но если распространение знаний не может считаться единственной панацеей против зла, если просветительные меры не могут сыграть роли исключительных избавительниц народных масс от пьянства, то невежество играет большую отрицательную роль в отношении совращения людей с пути истины и в создании болезненной наклонности к спиртным напиткам. Невежество идет рука об руку с одичанием людей, которые вследствие этого предаются грубым удовольствиям. Те безобразные формы, которые приняло пьянство у нас, в России, несомненно, находят объяснение в невежестве масс, в недоступности для них культурных наслаждений, которые сделали бы менее нужными вредные развлечения и злоупотребление вином.

В самом деле, как скудны и убоги те образовательные средства, которые представляются в распоряжение нашего крестьянина. В школе крестьянския дети 7—8 лет проводят в лучшем случае 2—3 года, и число учебных дней в году составляет всего 120—130. Что они могут вынести из таких занятий? Знание грамоты, и то весьма нестойкое, которая довольно быстро забывается. Никаких дополнительных курсов наш крестьянин не знает, внешкольное обра~ зование в деревне находится в полном зогоне.