Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 431   >>>

— 431 —

обществе народные массы. Общества трезвости только тогда и могут нести полезную службу, когда они расширяют свой работу за пределы овладевшого ими узко-сектантского духа, когда они строят свой деятельность не на одних лишь обетах воздержания, когда они стараются вмешаться в самую гущу живой действительности, когда они сеют истинные знания в народе, когда они стараются воздействовать на проведение в жизнь законодательных мер. Вне такой широкой деятельности, охватывающей различные стороны жизни, работа обществ трезвости скоро надоедает и самим активным участникам общества и окружающим, на которых распространяется пропаганда. Повторять все время одне и те же ходульные истины о вреде пьянства без всякого стремления вникать в причины этого сложного явления, совершенно не интересно и до нельзя скучно. Вот, например, что пишет Гельми-Пэльц об эстонских обществах трезвости. «Наше эстонское трезвенное движение дошло уже до мертвой точки. Отовсюду слышны жалобы: нет тем, нет докладчиков, которые имели бы сказать что-либо новое».

Наши общества трезвости, блогодаря недостатку средств и отсутствию простора для личной инициативы, влачат в сущности жалкое существование. Лишь в больших городах (Петербург, Москва) общества трезвости не ограничивались одним только поддержанием трезвости в своей среде, а старались пропагандировать свои идеи изданием журналов («Вестник трезвости», «Деятель»), брошюр и листков, а также стремились отвлекать народ от пьянства устройством чайных, столовых, читален, развлечений. Но им не хватало ни воодушевления, ни широты размаха, ни необходимых прав для свободной просветительной работы, ни интеллигентных сил для того, чтобы развить деятельность, хоть несколько напоминающую собой американскую или английскую. О наших обществах трезвости ничего не слыхать; не умеют они к себе привлекать внимание и прозябают вместо того, чтобы жить, являясь немыми и равнодушными свидетелями народного пьянства. Вместе с введением винной монополии были призваны правительством попечительства о народной трезвости,

— 432 —

деятельность которых решительно никого не в состоянии была удовлетворить (см. ниже).

Итак, понятно, почему общества трезвости обречены на жалкое прозябание. Они прибегают к проповеди, отрешдясь от действительных причин пьянства, стараясь даже забыть о них. Меткую характеристику обществам трезвости дал д-р Португалов, сумевший в немногих словах вскрыть причину того фиаско, которое терпят на каждом шагу тре-звенные организации. «Долго искали суррогата водки,—говорит этот автор,—но мы убеждены в том, что лучший суррогат водки—говядина. А потому общества трезвости и все проповедники воздержания никогда не достигнут цели, если они ограничат свои требования голословными фразами и не позаботятся о снабжении своих членов нужными питательными веществами, заменяющими вино. Лучшими обществами трезвости будут те, которые позаботятся снабдить нуждающихся хорошей пищей вообще, и в особенности говядиной. Итак, пусть учреждаются мясные общества с целью потребления и распространения говядины. Это будут лучшия общества трезвости в мире».

Просветительные меры. Рабочие клубы.

Потребность в просвещении глубоко заложена в народных массах. Многочисленные авторы рассказывают, как растет в нашем народе жажда знаний, как утомленные после тяжелого трудового дня рабочие бегут все же на лекции, доклады, чтобы удовлетворить проснувшиеся духовные запросы. Скучный и однообразный труд, требующий громадного напряжения сил, создает род нервно-психического увечья, при котором алкоголь является необходимостью. При таких условиях роль лечебной меры может сыграть хорошая духовная пища, способствующая умственному развитию и поднимающая образовательный уровень народных масс. *

Мы далеко не разделяем того мнения, что одним только просвещением, одним распространением, как общих знаний, так и специальных о вреде пеянства удастся удержать