Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 428   >>>

— 428 —

Англии, 30—60 тысяч рабочих охотно дают обет воздержания для того, чтобы через четыре недели уже основательно забыть о данном слове. Если сосчитать ту массу людей, которые в одном городе Манчестере дали обет воздержания, получится гораздо большее количество, нежели то, которое составляет действительное население города,—и все же совершенно незаметно, чтобы пьянство стало меньше».

Чему же учит нас пример Америки и Англии? На этот вопрос дает обстоятельный ответ Гротьян. «Борьба с пьянством,—говорит он,—обнаруживает одинаковые черты во всех англо-саксонских странах. Чрезвычайное распространение водки заставило вначале обратить все внимание на этот продукт. Проповедь говорила только против водки, не ополчаясь против вина и пива. Движение быстро наростало для того, чтобы так же быстро потерпеть полное крушение. На развалинах старого возникло новое движение, которое в основу свой положило требование полного воздержания от всех спиртных напитков. Это движение отличалось стройностью своей организации, последовательностью в проведении своих принципов, строгостью и крайней непримиримостью, но оно не имело никакого влияния на широкия массы населения. Оно привязало к себе лишь небольшое число приверженцев, которые и без того не дали бы значительного контингента алкоголиков. Сторонники движения образовали особую секту, которая была резко отграничена от всего населения, и потому одному уже не могла оказать особенного влияния на всю народную массу. И на падение алкоголизма, как социального явления, общества трезвости оказали едва заметное действие. Общества трезвости не просуществовали бы так долго, если бы они не примкнули, как в Англии, так и в Америке, к религиозным корпорациям, которые в указанных странах достаточно независимы и сильны, чтобы поддерживать подобное движение».

Совершенно та же судьба, что в Англии и в Америке, постигла общества трезвости в Германии. Увлечение вначале было непомерно велико. В короткое время движение приняло крупные размеры; в 1845 году, когда воодушевление идеей

— 429 -

трезвости достигло высшей точки, в Германии насчитывалось около 2000 обществ, число членов в них доходило до 1Ѵ2 миллионов. Но с той же быстротой, с какой шло нарастание движения, шло его падение. После 1845 года число членов стало прогрессивно уменьшаться, и в 1848 году, когда внимание народных масс отвлечено было более интересным движением, проповедь трезвости уже не имела никакого успеха. Тщетно пытались апостолы трезвости поднять интерес к своему делу, тщетно они пытались указаниями на огромное зло пьянства побудить народные массы к новым обетам воздержания. В Германии нашелся свой Матью пастор Зелинг в Оснабрюке, произносивший горячия, полные воодушевления проповеди. Но он уже далеко не мог похвастать таким огромным количеством приверженцев, какие собирал под своими знаменами его католический соратник. Движение замерло и перестало играть какую бы то ни было роль в Германии.

Неудачи обществ трезвости ясно показывают нам, что никакое пламенное воодушевление, никакия горячия проповеди не помогают там, где нет понимания причин, толкающих людей к потреблению спиртных напитков. Общества старались насадить трезвость среди трудящогося населения, среди ремесленников, крестьян и рабочих. Но организаторы не имели ни малейшого представления о том, на чем основана наклонность всех перечисленных групп населения к злоупотреблению спиртными напитками. Они исходили из совершенно ложной мысли, будто можно одним воздействием на волю людей одержать победу над социальным злом. Они были уверены в силу обещания и на его получение тратили весь свой пыл. Общества трезвости сделали еще одну крупную ошибку. Они мало обращали внимание на общепросветительные меры, они мало считались с необходимостью давать ответы на духовные запросы масс. Все силы они направляли на выяснение бедствий, порождаемых пьянством, доходя нередко до смешного в^ своих преувеличениях.

Не могли добиться значения и международные общества трезвости, возникшия в новейшее время. Эти общества кое