— 427 — ездил с места на место, произносил горячия, полные воодушевления речи и призывал ирландцев отвернуться от дфмона-соблазнителя, совратившого народные массы и ведущого их к гибели. Тысячи людей сходились на проповеди Матью и охотно давали обет воздержания. В течение двух дней в одном городе Дублине 60000 человек собраны были под знаменами Матью и торжественно обещали служить верой и правдой идее трезвости. К чему же привела в Америке и Англии эта деятельная агитация? Мы видели, что в Америке общественные деятели, хорошо знающие условия народной .жизни, ни на минуту не дали себя обмануть успехами движения. Они знали, что от проповедей пьянство нисколько не уменьшилось. Относительно Англии мы располагаем прямыми цифровыми данными, доказывающими, что потребление алкоголя, несмотря на работу различных обществ и лиг трезвости, значительно увеличилось. Так, за период времени от 1856 по 1875 год потребление водки увеличилось на 27%, пива на 35%, вина на 102%. В дальнейшем потребление водки прогрессивно растет. Потребление водки в Англии с 1860 до 1895 года увеличилось на 12%, пива на 15%, вина на 3%. «Не подлежит сомнению,— говорит Гуго Гоппе,—что потребление водки в Англии с начала XIX столетия почти неизменно повышалось». За последние годы потребление сделало новый скачок. Вычисленное в абсолютном алкоголе потребление спиртных напитков повысилось с 10,5 литров в 1885 до 12,04 в 1900 году. Головокружительный, блестящий успех, которым отличалась деятельность проповедников, подобных Матью, их победоносное шествие по городам и весям, воодушевление, созданное ими, довольно быстро сменялось упадком настроения. Так же скоро, как составлялись полчища трезвенников, они распадались. Фридрих Энгельс, наблюдавший в Ирландии расцвет деятельности Матью, писал по этому поводу: «Общества трезвости, несомненно, делают очень много. Но какое значение могут иметь пара тысяч трезвенников по сравнению с миллионами рабочихъ? Когда патер Матью,— ирланский апостол трезвости,—разъезжает по городам | — 428 — Англии, 30—60 тысяч рабочих охотно дают обет воздержания для того, чтобы через четыре недели уже основательно забыть о данном слове. Если сосчитать ту массу людей, которые в одном городе Манчестере дали обет воздержания, получится гораздо большее количество, нежели то, которое составляет действительное население города,—и все же совершенно незаметно, чтобы пьянство стало меньше». Чему же учит нас пример Америки и Англии? На этот вопрос дает обстоятельный ответ Гротьян. «Борьба с пьянством,—говорит он,—обнаруживает одинаковые черты во всех англо-саксонских странах. Чрезвычайное распространение водки заставило вначале обратить все внимание на этот продукт. Проповедь говорила только против водки, не ополчаясь против вина и пива. Движение быстро наростало для того, чтобы так же быстро потерпеть полное крушение. На развалинах старого возникло новое движение, которое в основу свой положило требование полного воздержания от всех спиртных напитков. Это движение отличалось стройностью своей организации, последовательностью в проведении своих принципов, строгостью и крайней непримиримостью, но оно не имело никакого влияния на широкия массы населения. Оно привязало к себе лишь небольшое число приверженцев, которые и без того не дали бы значительного контингента алкоголиков. Сторонники движения образовали особую секту, которая была резко отграничена от всего населения, и потому одному уже не могла оказать особенного влияния на всю народную массу. И на падение алкоголизма, как социального явления, общества трезвости оказали едва заметное действие. Общества трезвости не просуществовали бы так долго, если бы они не примкнули, как в Англии, так и в Америке, к религиозным корпорациям, которые в указанных странах достаточно независимы и сильны, чтобы поддерживать подобное движение». Совершенно та же судьба, что в Англии и в Америке, постигла общества трезвости в Германии. Увлечение вначале было непомерно велико. В короткое время движение приняло крупные размеры; в 1845 году, когда воодушевление идеей |