Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 396   >>>

— 396 —

В такой атмосфере не могут развиться особенно сильные симпатии к школе, не может окрепнуть и нравственный авторитет педогога. Сами учащиеся указывали в своих петициях на то тлетворное влияние, какое оказывает на них школа. «Современный строй средней школы не только не действует блоготворно на молодое поколение, но даже вредит его умственному и нравственному развитию», такой суровый приговор находит себе место в петиции одной школы.

Если в результате всех этих условий школьной жизни увеличивается число самоубийств среди учащихся, то нечего удивляться тому, что среди них в большом фаворе оказывается алкоголь. В школе даны все моменты для процветания пьянства. Здесь и нарушение элементарных правил санитарии, делающие школьников мало устойчивыми в физическом отношении. Тут и подготовка умственного и нравственного развала, нервной расшатанности, заставляющей искать острых мимолетных наслаждений. Серая будничная жизнь школьника лишена какого бы то ни было интереса, и учащиеся понфволе пьют компаниями у себя на дому или идут тайком в трактир, удовлетворяя там единственно доступные для них «общественныя» стремления и стараясь хотя бы на момент расстаться с обуявшей их безконечной и, казалось, безпросветной тоской.

Мы видим, таким образом, что алкоголизм в школе вырастает в социальное зло из-за тех же фактов, которые играют такую печальную роль в жизни взрослых. Мы говорили уже, что живое дело, живой интерес к действительности, к ея наболевшим нуждам мог бы отвлечь учащихся от дурных наклонностей, от увлечения дурным примером. Но именно обстановка нашей школы* такова, что она скорее усиливает влияние дурного примера, нежели парализует его. Дурные наклонности появляются у учащихся в силу разных причин, но школа, ничего не делающая для искоренения вредных привычек, становится повинной в пороках детей, в их стремлениях к ненормальным раздражителям и вредным удовольствиям.

— 397

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мы видели, таким образом, что алкоголизм — чрезвычайно сложное социальное явление, вытекающее из целого ряда переплетающихся между собой социальных факторов. Злоупотребление спиртными напитками находит себе объяснение в той системе распределения материальных и духовных благ, которые неизбежны при переживаемом нами социальном строе. Мы этим отнюдь не хотим сказать, что причины алкоголизма кроются исключительно в условиях капиталистического хозяйства, что только, скажем, одна фабричная работа делает людей пьяницами. Мы не отрицаем влияния личных факторов, наследственности в создании огромного социального бедствия, каким является алкоголизм. Мы имеем в виду только выдвинуть на подобающее место роль условий социальной среды и главным образом промышленного труда, как одной из основных причин пьянства. Глубоко неверно то положение, что пьет только ленивый и порочный рабочий. Пьют все те, кому невмоготу становится окружающая его обстановка, кто ищет забвения, недостающей иллюзии и находит ее только в вине. Алкоголизм — следствие обездоленности пролетария во всех странах, а отнюдь не причина ея,—вот положение, которое мы старались доказать.

Но признавая личные и наследственные факторы алкоголизма, мы тем не менее полагаем, что они дают о себе знать, пышно развиваются в блогоприятной среде. Как бы ни были сильны в человеке личные наклонности, оне нередко остаются втуне, если для их проявления нет подходящей обстановки. По отношению к алкоголизму современные условия жизни и труда играют роль проявляющого фактора. Они заставляет пить тех, кто в силу личных особенностей или условий наследственности имеет малейшую склонность к употреблению спиртных напитков.

Но мы решительно восстаем против того положения, будто существует какой-то столовый буржуазный алкоголизм,