— 393 — сведения, как бы нарочно отвлекает детский ум от знакомства с окружающими явлениями и забивает в нем всякую наблюдательность». И школа добилась поставленных целей. Она лишила современность животрепещущого интереса в глазах учащихся, не заменивши, однако, ничем другим потерю. В душе учащихся осталось пустое место, которое они заполняли по произволу пьянством и всякими низкопробными развлечениями. В то же время и занятий так много, что и физическая природа не в состоянии отвлечь учеников от вредного времяпровождения. «Црирода ведь строгий счетчик, — по словам Спенсера.—Если вы потребуете от нея в одном случае больше, чем она готова вам дать, она немедленно уравняет свой счет вычетом у вас чего-либо другого». Что сказать о всей системе преподавания, принятой в наших ученых заведениях, системе, как бы рассчитанной на то, чтобы создать нервно - расшатанных людей. Обучение, основанное лишь на культивировании честолюбия и тщеславия, не может способствовать здоровью. Чем способнее ученик, чем он более даровит, тем он больше объят страхом «не съехать как-нибудь с первого ученика». Он постоянно испытывает нервные волнения, постоянно дрожит, боится случайностей, которые могут сразу испортить его ученическую карьеру. Не даром известный невропатолог проф. Оппенгейм находит, что честолюбие—настоящий яд для неокрепших нервов. Система отметок и экзаменов — источник новых страданий и волнений. И тут мы замечаем полную аналогию между состоянием ученика, не уверенного в исходе экзамена, и наемного труженика, безправного и материально необезпеченного, которого хозяин может выгнать по произволу на улицу. Последствия неодинаковы, но характер переживаемых обоими волнений один и тот же. В результате школьного обучения с его бессмысленными терзаниями и мучительными волнениями наблюдается безотрадная картина: ослабление умственных способностей, леность к учению, физическая вялость, утрата детской веселости и живости, плохой | — 394 — аппетит, развитие нравственных недочетов, разные виды обманов и школьных подлогов, раздражительность, грубость, нарушение школьной дисциплины, равнодушие к интересам семьи и собственной будущности, преждевременное стремление к грубым чувственным удовольствиям, пьянству и разврату. Таков нелицеприятный приговор над нашей школой безусловно компетентного в вопросах санитарии человека, проф. М. Я. Капустина. В состоянии ли современная школа привить учащимся нравственные устои, которые отвращали бы, их от вредных и порочных наклонностей? Воспитывает ли школа в среде учащихся самодеятельность и инициативу, эти два начала, способствующия успешной борьбе со всякого рода соблазнами? Факты действительности дают обстоятельный ответ на поставленный вопрос. Школа вытравляет все хорошие задатки в душе учащихся и культивирует вместо них такия чувства и стремления, которые способствуют лишь нравственному разложению, деморализации. Среди юношества особенно сильно стремление к организации, к коллективной жизни. И учащиеся обнаруживают постоянное стремление образовывать кружки для самообразования, создавать свои особые организации, где воспитывается общественный дух солидарности. Но это стремление сталкивается с непреодолимыми препятствиями. Учебное начальство преследует кружки, отвечает репрессиями на стремление учащихся удержать их. И школьник, жаждущий общества и духовных развлечений, поневоле идет в трактир, где ему, как и рабочему, открыт был больший доступ, чем на лекции и беседы. Выпить в кругу товарищей можно и дома: пьянство во всяком случае не так строго карается, как коллективные занятия каким - либо серьезным общественно-научным вопросом. Есть еще одна сторона школьной жизни, которая в значительной мере поддерживает в учащих стремление к употреблению спиртных напитков. Это—отсутствие эстетического |