Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 389   >>>

— 389 —

когда совершается процесс нормирования его души, в нем идет борьба стихийных порывов с высшими запросами духа, пробуждающаяся мысль ищет серьезной пищи, доверчивость уживается с крайним скептицизмом, потребность общения—с резким индивидуализмом, сознание слабости— с энергичным утверждением личного достоинства».

Такова та серьезная задача, которая стоит перед школой. И что же? Помогает ли школа своим питомцам выйти в расцвете сил на жизненную борьбу, начать самостоятельную умственную работу? Увы!—на этот вопрос приходится дать отрицательный ответ. Школа подрывает физическия и духовные силы своих питомцев, лишает их устойчивости и необходимой энергии. Алкоголизм является лишь одним из симптомов той тяжелой болезни, которой одержимы наши школы. Употребление спиртных напитков учащимися представляет собой только одно из последствий физической слабости и душевной пустоты, которые служат печальным уделом воспитанников школы.

Чрезвычайно удачную характеристику условий, в которых живут и работают учащиеся, дал д-р Вирфниус. Он говорит. «Что такое учащийся? Это—юный представитель умственного труда, проводящий большую часть времени за занятиями в сидячем положении тела при антисанитарной обстановке школы и учения под влиянием нравственного угнетения и казенного, формального отношения к делу. Все эти условия ведут к нарушению вещественного обмена в теле, следовательно, к понижению, к ослаблению всей вообще жизнедеятельности юного организма; к развитию, главным образом, нервности, следовательно, к ослаблению мышечной и нервной деятельности и к нравственной неуравновешенности, к подавлению воли, характера».

Что санитария находится в полном пренебрежении в школе, не приходится долго доказывать. Затхлая атмосфера классов, в которых учащиеся проводят большую часть дня, густая пыль, стоящая в школьных помещениях, неестественное положение тела, отсутствие движений, весьма опасное для растущого организма, переутомление, доходящее до

390 —

грозных размеров, постоянные нервные волнения, подрывающия силы,—все это моменты, отнюдь не способствующие физическому здоровью. Если считаться с тем, что ослабленный организм легче поддается алкогольному соблазну, чем крепкий, здоровый, то в перечисленных санитарных условиях школьной жизни можно уже найти ответ на вопрос о том, почему учащаяся молодежь с трудом противостоит влечению к спирту. Скученность школьных помещений действует на молодой организм так же, как жилищная нужда на беднейшие слои населения. Физическое и умственное утомление и вытекающая отсюда насущная потребность в возбуждающих средствах сказываются в школе, как и на фабрике.

Но кроме-того, в самой системе школьного обучения, в методах воспитания, практикующихся в наших учебных заведениях, кроется сущность яда, отравляющого сознание учащихся, заставляющая их искать забвения во вредных напитках.

Учитель в школе ставит себе определенную довольно узкую и простую задачу. Его профессиональный и служебный долг, по его мнению, сводится к тому, чтобы внедрить известную долю знаний в сознание и память учеников. При этом он совершенно не считается с индивидуальными особенностями учеников. Он старается втиснуть всех учеников в одне и те же мертвящия рамки рутинной программы. Побольше работы для памяти, поменьше для мышления, — таков лозунг современной школы. «Наши начальные сельския школы,—по меткому указанию Самарского уездного комитета о нуждах сельско-хозяйственной промышленности, — совершенно уклонились от удовлетворения запросов детской любознательности, и исключительно только занялись «натаскиваниемъ» детей на экзаменационные требования для поступления в безжизненную среднюю школу». По отношению к нашей школе лучше всего подходят слова члена францусской академии Эрнста Лависса, что оканчивающие школы «напичканы только непереваримыми отрывками энциклопедии и потому от школьного стола фатально переходят к канцелярскому».