— 388 — питков. Действительно ли в этой болезненной страсти повинен лишь возраст учащихся, действительно ли пьянство, юношеская болезнь или же школьный алкоголизм является неизбежным следствием тех условий, среди которых проводят свои дни учащиеся? Перечислим еще раз социальные факторы алкоголизма: лихорадочная, нервная жизнь, вечная боязнь за завтрашний день, душевная пустота у одних и тщетная жажда наслаждений у других, полное пренебрежение требованиями физической природы человека, грубое нарушение элементарных правил санитарии, невозможность удовлетворять общественные и политические запросы, безправие и подавление личности,—вот из каких элементов слагаются причины, отдающия людей во власть алкоголя. Присмотримся к школе, и мы ясно увидим, что здесь действуют все те же моменты, что и в общественной цсизни. Приходится удивляться скорее не тому, что алкоголизм охватил значительное количество школьников, а тому, что в этой тяжелой обстановке попадаются и такие юноши, которые никогда не пили и чувствуют отвращение в водке. В самом деле, учащиеся гораздо более впечатлительны, всякое внешнее влияние, какое бы оно ни было, полезное или вредное, оставляет в них глубокий след. Не окрепли еще ткани, мало еще у школьников физических сил, трудно сносить все удары, а удары так и сыплются на слабую спину. Как устоять при этих условияхъ? Если изменяют силы взрослым, то где же думать об успешной борьбе с естественными влияниями неоперившимся малышамъ? Эта восприимчивость молодого организма, юношеского ума ко всяким влияниям нашла прекрасное выражение в записке петербургских педогогов, составленной в 1905 году. «Перед нами,—читаем мы в записке,—стоит объект сложный, изменчивый, трёбующий к себе чуткого, бережного отношения, постоянного умственного и морального творчества. Средняя школа берет в руки ученика, едва только вышедшого из детских лет, и расстается с ним на пороге юности. Она имеет с ним дело в наиболее острый период его жизни, | — 389 — когда совершается процесс нормирования его души, в нем идет борьба стихийных порывов с высшими запросами духа, пробуждающаяся мысль ищет серьезной пищи, доверчивость уживается с крайним скептицизмом, потребность общения—с резким индивидуализмом, сознание слабости— с энергичным утверждением личного достоинства». Такова та серьезная задача, которая стоит перед школой. И что же? Помогает ли школа своим питомцам выйти в расцвете сил на жизненную борьбу, начать самостоятельную умственную работу? Увы!—на этот вопрос приходится дать отрицательный ответ. Школа подрывает физическия и духовные силы своих питомцев, лишает их устойчивости и необходимой энергии. Алкоголизм является лишь одним из симптомов той тяжелой болезни, которой одержимы наши школы. Употребление спиртных напитков учащимися представляет собой только одно из последствий физической слабости и душевной пустоты, которые служат печальным уделом воспитанников школы. Чрезвычайно удачную характеристику условий, в которых живут и работают учащиеся, дал д-р Вирфниус. Он говорит. «Что такое учащийся? Это—юный представитель умственного труда, проводящий большую часть времени за занятиями в сидячем положении тела при антисанитарной обстановке школы и учения под влиянием нравственного угнетения и казенного, формального отношения к делу. Все эти условия ведут к нарушению вещественного обмена в теле, следовательно, к понижению, к ослаблению всей вообще жизнедеятельности юного организма; к развитию, главным образом, нервности, следовательно, к ослаблению мышечной и нервной деятельности и к нравственной неуравновешенности, к подавлению воли, характера». Что санитария находится в полном пренебрежении в школе, не приходится долго доказывать. Затхлая атмосфера классов, в которых учащиеся проводят большую часть дня, густая пыль, стоящая в школьных помещениях, неестественное положение тела, отсутствие движений, весьма опасное для растущого организма, переутомление, доходящее до |