Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 386   >>>

— 386 —

Народной Трезвости», показавших нежизнеспособность и ненужность, а нужно коренным образом переменить всю обстановку жизни рабочого, дать ему более сносные условия существования, как-то: увеличить заработную плату, закон о 8 часах рабочого дня, сделать условия труда более приятными и гигиэничфскими, затем освободить его от всякой полицейской опеки и дать ему все свободы и, наконец, путем устройства культурно-просветительных обществ на самых демократических началах приучать рабочого к общественной и умственной жизни. И только тогда, когда все эта условия будут выполнены, моэюно будет проповедыват о вреде алкоголизма, хотя думаться, что будет уже не нужно в силу всеобщей сознательности.».

Причины детского и Школьного алкоголизма.

Причины потребления спиртных напитков детьми и школьниками по существу те же, что и для алкоголизма взрослых. И здесь нередко сказывается неудовлетворенность, жажда призрачных наслаждений, которых не в состоянии дать действительность. И здесь спиртные напитки являются подчас необходимым дополнением к обычным средствам удовлетворения жизненных потребностей, средствам, весьма скудным и далеко недостаточным. Мы при этом отнюдь не склонны отрицать влияния дурного примера, алкоголиков-родитфлей, дурной компании. Мы даже вполне разделяем положение, высказанное д-ром Коровиным, что главными проповедниками употребления спиртных напитков детьми являются их родители. Но для того, чтобы эта проповедь имела успех, необходимо соответствующая почва. Родители—не враги своим детям, и если они дают своим детям водку, то делают это потому, что уверены в том, что без этой живительной влаги обойтись невозможно. Вся жизнь была для родителей наглядным доказательством этого положения. А детям так легко прививается дурная привычка потому, что их организм ослаблен недостатком воздуха и пищи, и

— 387 —

что водка удовлетворяет у них еще нфсознанную потребность в иллюзиях.

Мы приводили уже факты, что во многих местах дети получают вместо завтрака водку, что им дают хлеб, пропитанный спиртом. Происходит это оттого, что хорошого питательного завтрака родители не в состоянии предложить своим детям, и они, вспоминая свои собственные мучительные переживания во время голода, приходят к необходимости применить то же средство, которое употребляют они, и заглушить естественное чувство голода у детей. Если мать ды-шет на грудного ребенка парами алкоголя, то делает она это в силу печальной необходимости. Ей необходимо добиться, чтобы ребенок спал хотя бы ценой своего здоровья. Рабочая мать не в состоянии ухаживать за ребенком ночью, так как днем ей нужно снискивать тяжким трудом пропитание для себя и для своей семьи. Если пролетарий заставляет и детей своих пить вместе с ним, если он радуется, когда видит на своих детях. действие винных паров, то происходит это опять-таки потому, что истинного веселья рабочий не в состоянии дать своим детям. Родители жаждут радостей жизни для своих детей, а жалкое прозябание в мрачной атмосфере рабочих жилищ, без света и воздуха, при нужде в самом насущном, слишком тяжела, чтобы отец или мать не позаботились о доставлении своим несчастным питомцам каких-либо хотя бы призрачных удовольствий.

Мы не думаем также отрицать влияния наследственности на наклонность детей к употреблению спиртных напитков. Но для влияния этого момента необходима подходящая почва. Скажем, человек унаследовал предрасположение к определенному недугу. Но поставьте его в блогоприятные условия, и он все-таки уцелеет, его минет горькая чаша, с печатью которой он родился. И только в том случае, когда человек не в состоянии бороться с унаследованной страстью или с привычкой, навеянной на него извне, он падает жертвой своих болезненных наклонностей.

Перенесемся теперь в школу. Посмотрим, какия причины порождают тут наклонность к употреблению спиртных на