— 384 — крамолы и вот для изгнания ея из пределов нашего селения взяло и пригнало к нам откуда-то ингушей, которые и поселились в нашем театре, да и живут там по сие время; и вышло, в конце-концов, так, что наш театр, в котором мы играли, стал жилищем ингушей, а сад, в котором мы гуляли, стал конюшней для ихних лошадей. Ведь и мы тоже люди, и нам ведь тоже хочется увидеть и свет, и правду, и знание, и нам всегда хочется пожить и повеселиться. Если нам нельзя жить и веселиться по - разумному, так, значит, мы поневоле должны жить и веселиться по-безумндму ». Такие же ответы, указывающие на невозможность разумного времяпровождения и на необходимость в силу этого итти в трактир, давали московские рабочие, согласно анкете, произ* веденной проф. Озеровым. «В виду неимения в Москве порядочных чистых чаен,—пишет один рабочий,—мы бываем часто вынуждены итти в грязный трактир для того, чтобы там побеседовать или обсудить какия-либо касающия нас дела. Приходя в трактир, мы вовсе не имеем цели напиться там, но за чаем сидеть нам долго не дают, и мы бываем вынужденными покупать водку при всем своем нежелании ее пить. Вот поэтому-то нам очень было бы желательно иметь такия помещения, где могли бы собираться без материального для нас ущерба, а подчас и здоровья, но где мы могли бы проводить время с пользой для себя, читая что-нибудь или играя во что-нибудь без расходов, которые мы теперь тратим в трактирах на водку. Но что нам делать с нашим горемъ? Мы не знаем, чайные ли могли бы нас удовлетворить или клубы». И московским рабочим в том же тоне вторят петербургские. У рабочого нет возможности разумно использовать свое нерабочее время,—таков общий крик трудящихся. Он идет в трактир, он обращается к алкоголю потому, что «другого развлечения нет. И если есть учреждения, где можно было бы получить развлечение, то они недоступны. «В театр бы пошелъ—одеть нечего». | - 385 — В театре рабочий чувствует себя в непривычной обстановке, потому что «каждый смотрит на тебя не как на человека». В общественные места, жалуются рабочие, не пускают. В трактир же всегда пускают. Как на причину пьянства рабочие указывают на то, что у них мало «книг, газет, библиотек... Вову королевича давно прочиталъ». Таким образом, ясно для нас, в чем сами рабочие усматривают корень зла, каковы, по их мнению, причины их приверженности к трактирам и питейным заведениям. Это—отсутствие всякой возможности правильным путем удовлетворять свои культурные потребности, неутолимая жажда общения, с которой никто не хочет считаться, отсутствие просветительных учреждений, которые помогали бы рабочему разбираться в явлениях окружающей его действительности, отсутствие разумных развлечений и постоянное сознание безправного положения, из которого трудно или даже невозможно найти сколько - нибудь удовлетворительный выход. Все эти мотивы, толкающие трудящихся в трактир, отлично описал один, повидимому, довольно развитой, бакинский рабочий, не постеснявшийся указать на всю тщету практикующихся ныне мер борьбы с пьянством. «Рабочий в России поставлен в довольно - таки скверные условия для его умственного, и нравственного развития; с одной стороны, низкой заработной платой при труде в большинстве случаев мало облегченном техническими улучшениями, а потому не только утомляющем, но и расстраивающем всю систему трудящогося человека, а с другой стороны, бюрократической опекой, мешающей рабочему чем-либо заняться, серьезно интересоваться. Поэтому рабочему мало культурному, но все же ищущему, как бы иметь и развлечения и невинность соблюсти в глазах хозяев и начальства, ничего лучшого не остается, и он не может и придумать, лучшого, как отправиться в «духанъ», где за бутылкой вина или водки можно по «душамъ» потолковать о всяких вопросах, да и вообще может хоть на время забыться от всех повседневных забот и дрязг. Потому желая искоренять пьянство, нужно не писать жалостные прокламации на эту тему и не устраивать всевозможные общества по типу «Обществ |