— 387 — что водка удовлетворяет у них еще нфсознанную потребность в иллюзиях. Мы приводили уже факты, что во многих местах дети получают вместо завтрака водку, что им дают хлеб, пропитанный спиртом. Происходит это оттого, что хорошого питательного завтрака родители не в состоянии предложить своим детям, и они, вспоминая свои собственные мучительные переживания во время голода, приходят к необходимости применить то же средство, которое употребляют они, и заглушить естественное чувство голода у детей. Если мать ды-шет на грудного ребенка парами алкоголя, то делает она это в силу печальной необходимости. Ей необходимо добиться, чтобы ребенок спал хотя бы ценой своего здоровья. Рабочая мать не в состоянии ухаживать за ребенком ночью, так как днем ей нужно снискивать тяжким трудом пропитание для себя и для своей семьи. Если пролетарий заставляет и детей своих пить вместе с ним, если он радуется, когда видит на своих детях. действие винных паров, то происходит это опять-таки потому, что истинного веселья рабочий не в состоянии дать своим детям. Родители жаждут радостей жизни для своих детей, а жалкое прозябание в мрачной атмосфере рабочих жилищ, без света и воздуха, при нужде в самом насущном, слишком тяжела, чтобы отец или мать не позаботились о доставлении своим несчастным питомцам каких-либо хотя бы призрачных удовольствий. Мы не думаем также отрицать влияния наследственности на наклонность детей к употреблению спиртных напитков. Но для влияния этого момента необходима подходящая почва. Скажем, человек унаследовал предрасположение к определенному недугу. Но поставьте его в блогоприятные условия, и он все-таки уцелеет, его минет горькая чаша, с печатью которой он родился. И только в том случае, когда человек не в состоянии бороться с унаследованной страстью или с привычкой, навеянной на него извне, он падает жертвой своих болезненных наклонностей. Перенесемся теперь в школу. Посмотрим, какия причины порождают тут наклонность к употреблению спиртных на | — 388 — питков. Действительно ли в этой болезненной страсти повинен лишь возраст учащихся, действительно ли пьянство, юношеская болезнь или же школьный алкоголизм является неизбежным следствием тех условий, среди которых проводят свои дни учащиеся? Перечислим еще раз социальные факторы алкоголизма: лихорадочная, нервная жизнь, вечная боязнь за завтрашний день, душевная пустота у одних и тщетная жажда наслаждений у других, полное пренебрежение требованиями физической природы человека, грубое нарушение элементарных правил санитарии, невозможность удовлетворять общественные и политические запросы, безправие и подавление личности,—вот из каких элементов слагаются причины, отдающия людей во власть алкоголя. Присмотримся к школе, и мы ясно увидим, что здесь действуют все те же моменты, что и в общественной цсизни. Приходится удивляться скорее не тому, что алкоголизм охватил значительное количество школьников, а тому, что в этой тяжелой обстановке попадаются и такие юноши, которые никогда не пили и чувствуют отвращение в водке. В самом деле, учащиеся гораздо более впечатлительны, всякое внешнее влияние, какое бы оно ни было, полезное или вредное, оставляет в них глубокий след. Не окрепли еще ткани, мало еще у школьников физических сил, трудно сносить все удары, а удары так и сыплются на слабую спину. Как устоять при этих условияхъ? Если изменяют силы взрослым, то где же думать об успешной борьбе с естественными влияниями неоперившимся малышамъ? Эта восприимчивость молодого организма, юношеского ума ко всяким влияниям нашла прекрасное выражение в записке петербургских педогогов, составленной в 1905 году. «Перед нами,—читаем мы в записке,—стоит объект сложный, изменчивый, трёбующий к себе чуткого, бережного отношения, постоянного умственного и морального творчества. Средняя школа берет в руки ученика, едва только вышедшого из детских лет, и расстается с ним на пороге юности. Она имеет с ним дело в наиболее острый период его жизни, |