— 379 — для них в известные моменты жизни иллюзию довольства которого в действительности лишены рабочие. Еще лучше выясняют роль трактира, как учреждения, питающого до известной степени духовные интересы рабочих американские авторы. «Рабочие,—восклицает известный вождь американских профессиональных союзов Джон Митчель,— имеют право не только на вознаграждение, но и право на жизнь со всеми теми наслаждениями, какия только выдвинула современность». Если нет надежды на истинное удовольствие, приходится прибегать к суррогату: если ум тщетно жаждет действительной пищи, приходится поневоле подавлять духовный голод и искать в алкоголе иллюзию питающих мозг развлечений. Гораздо более подробно останавливается на роли питейных заведений в жизни трудящихся другой американский автор, на основании анкеты, произведенной им среди рабочих. Автор яркими красками рисует всю ту цепь наслаждений, которая ждет рабочого в трактире. Это—места, где трудящийся вырабатывает свой особую философию жизни, где рождается его патриотическое и социальное мировоззрение. Трактиры создают хорошее настроение в рабочей среде: они прогоняют угнетенное чувство рабочого, они поддерживают в нем его человеческое достоинство. Духовная жизнь рабочих, вся наполненная механической работой, требует новой пищи, нуждается в раздражении, в сильных ощущениях. Неиспользованная духовная энергия ищет для себя применения с тем большим упорством, чем труднее это дается. «Рабочий находит свое единственное убежище в лучах алкоголя потому, что он лишен возможности удовлетвориться какой-либо другой духовной пищей. Трактир является для него социальным центром, больше того, дорогим другом, особенно для холостого рабочого, томящогося своим одиночеством. Безработный и безприютный находит в трактире все, что необходимо для поднятия подавленного самочувствия: здесь он может наесться досыта за дешевую плату, здесь его покидает чувство одиночества, которое его безконечно гнетет. Рабочий отлично воспринимает социальную атмосферу, царящую в | — 380 — трактире. Питейное заведение готово приютить его даже в том случае, если он является сюда в первый раз. Здесь рабочий знакомится с товарищами по несчастью, здесь он получает свое социальное воспитание. И предприниматели, обрушивающиеся на рабочих за их страсть к трактирам, должны понимать, что рабочие идут туда отнюдь не только для того, чтобы пить». В трактире рабочий надеется утолить мучительный духовный голод, избавиться хоть на миг от гнета безправия, почувствовать себя не надолго человеком, имеющим право на самостоятельную жизнь, а не вынужденного тянуть вечно тяжкую лямку подчинения. Свобода рабочих организаций является лучшим оплотом против пьянства. Мы уже видели, что в Англии вместе с ростом и развитием рабочого движения значительно уменьшилось потребление спиртных напитков. Профессиональным союзам не зачем собираться для решения своих дел в трактирах, им не зачем подчиняться правилам относительно принудительного потребления вина. Они имеют собственные помещения, которые без алкоголя питают их социальные инстинкты, дают пищу их уму и чувству после тяжелого трудового дня. Тот же успех в борьбе с алкоголизмом на ряду с ростом профессионального движения наблюдается в Голландии. На съезде, устроенном голландскими рабочими организациями в 1904 году в Амстердаме, для обсуждения вопроса о мерах борьбы с пьянством, делегаты приводили много фактов, доказывающих, что в местностях с развитым рабочим движением, то-есть с хорошо организованными рабочими союзами, пьянства гораздо меньше, чем в местностях, где рабочих организаций вовсе нет или где оне еще не достигли значительного развития. В Германии дело обстоит несколько иначе. Здесь еще до сих пор «кабачокъ» является естественным местом собраний рабочих, где они обсуждают свои дела, где они принимают решения стать на защиту своих кровных интересов. На эту социально-политическую сторону трактирного времяпрепровождения указывает также Каутский. «Рабочий, |