— 376 — Итак, корень пьянства в том, что «кабак представлял удовлетворение всем потребностям мужика: здесь он находил и веселое общество, и возможность потолковать о разных интересующих его предметах, и вернейшее средство заглушить неприятное впечатление скудной домашней обстановки! » С тех пор, как были написаны эти слова, жизнь многократно доказывала, сколько в них правды: отсут ствие красочности существования, постоянный гнет, под которым томится крестьянин, заставляют его время от времени сбрасывать с себя ярмо действительности и погрузиться в пучину безоблачных мечтаний. Совершенно те же условия сказываются лишь с большей яркостью в жизни промышленных рабочих. Тяжелый однообразный труд притупляет мозг и приводит рабочого' в состояние апатии и равнодушия. Естественно, если у труженика по окончании работы является стремление стряхнуть с себя давящую его тяжесть, отдаться какому-либо любимому делу, заставить звучать другия струны души, которые вынуждены были молчать во время утомительного труда. Ни в одном слое населения не развито в такой мере стремление к общению, как среди рабочих. И это понятно. Никто так не страдает от гнета окружающей обстановки, как наемный труженик, прикованный к фабрике. Сдавленные духовные потребности, которых не должно быть у труженика во время работы, выступают особенно резко, едва только является малейшая возможность у рабочого предъявить свои какия-либо права на удовлетворение своего духовного голода. И действительно, жизнь на каждом шагу учит нас, что усталость, разбитость после мучительно-тяжелой работы нисколько не мешают рабочему приходить вечером на лекцию, на беседу, где он черпает неиспытаное им удовольствие общения с другими себе подобными, удовлетворения своих духовных нужд. Стремление к общению, естественное в каждом человеке, усиливается еще в рабочем под влиянием постоянно гнетущого его неприятного чувства, проистекающого от сравне | — 377 — ния своего незавидного положения с участью других выше его стоящих слоев населения. «Один из важнейших пунктов при оценке человеческого счастья,—говорит Ланге,— это—влияние на каждого из нас результатов сравнения, которое человек совершенно невольно делает между своим положением и положением окружающих его людей». Это счастье-—можно смело сказать,—никогда не приходится на долю рабочого. Сравнение никогда не оказываетея в его пользу, результаты в этом отношении получаются всегда плачевные. Рабочого окружают люди, имеющие полную возможность предаваться шумным удовольствиям, собираться и обсуждать свои нужды, испытывать утонченные наслаждения от зрелищ и знакомства с художественными произведениями лучших мастеров. Рабочий лишен всех этих возможностей, и естественно, если его неудовлетворенные стремления, разжигаемые к тому же неблогоприятным для него сравнением, вырастают в могучую страсть, от которой трудно отделаться. Вот почему трактир приобретает особенное значение в глазах пролетариата. Здесь он может забыться от заедающих его мелочей жизни, здесь он уподобляется другим, для него возникает иллюзия истинного веселья, настоящого довольства жизнью. Некоторые факты из истории профессионального движения в Англии учат нас, как высоко ценили рабочие алкоголь и его свойства в те времена, когда зачатки союзного дела не могли еще дать должного удовлетворения трудящейся массе. По статутам английских трэд -юнионов за 1813 год председателем союза избирался тот, кто лучше всех умел пить. К 1837 году устав машиностроительного союза требовал, чтобы */з доходов организации шла на спиртные напитки. Но вместе с ростом рабочого движения, вместе с пробуждением в рабочей массе интереса к своим коллективным нуждам роль алкоголя падает, и в сороковых годах в союзах начинается решительная борьба против потребления спиртных напитков. В 1860 году алкоголь совершенно изгоняется из трэд-юнионов и рабочих клубов. |