— 374 — шим современным способом производства. Ворвавшись в него, он в течение нескольких часов превращает миллионера в нищого и выбрасывает на мостовую без куска хлеба тысячи рабочих семейств. И вся эта неурядица окружена холодным ледяным блеском современного просвещения, лишенная красивых утешений, надежд и идеалов доброго старого времени». Как устоять при этих условиях от соблазна? В какой сфере может выработаться сила воли для того, чтобы отказаться от врфдняго напитка, дающого хоть на минуту забвение? Нервная энергия истощена до нельзя, всем существом овладевает страсть к острым чувственным наслаждениям, придающим другую окраску печальной картине действительности. К тому же у этих обезпеченных классов нет никаких духовных интересов, удовлетворение которых могло бы доставить им истинное удовольствие. Их развлечение, их общение между собой, их радости и веселье,— все основано на потреблении вина, которое искусственно создает то приподнятое настроение, которого нет в действительности. В народных массах стремление к пьянству возникает на почве того же духовного голода, от которого они постоянно страдают. Жизнь нашего многомиллионного крестьянства коренным образом изменилась за последния десятилетия, проснулись у народа духовные запросы, на которые они тщетно ищут ответа. Если обезпеченные круги населения имеют полную возможность удовлетворять нужду в духовных наслаждениях, если к их услугам имеются и театры, и би: блиотеки, и музеи, и выставки, то народные массы лишены всех этих благ культуры. «С того времени, как совершилась крестьянская реформа, — писал один представитель духовенства в 1873 году, — направление мысли в нашем простом народе изменилось во многом. Прежде—при строгом подчинении чужой воле, при непрестанных тяжелых работахъ—его умственная деятельность была совсем подавлена, его мысли и желания сосредоточивались исключительно на отдыхе от труда, составлявшем для него единственное удовольствие, которому он от души радовался, когда нахо | — 375 — дил его в своей хате, где не надзирал за ним суровый глаз исправника. Со времени крестьянской реформы, когда крестьянин освободился от этого тяжелого гнета, его умственная деятельность и его желания естественно приняли более широкие размеры: он уже не думает о том только, чтобы отдохнуть душой в кругу своего семейства от тяжкого рабства, а ищет чего-то лучшого. За отдыхом от трудов у него теперь остается много свободного времени, которое, по естественному желанию, влечению, всякому желательно наполнить приятными впечатлениями. Но мог ли крестьянин в своем домашнем быту найти удовлетворение этим новым своим стремлениямъ? Он не успел еще создать себе новой лучшей обстановки, которая бы приятно на него действовала и привязывала его к дому. Его домашний быт остался тем же, что и в крепостное время; естественное дело, что ему трудно усидеть дома и не искать чего-либо лучшого вне его. Кабак и давал ему это лучшее не только своими напитками, но, главным образом, своей обстановкой, — тем, что вмещал в себе все разнообразие удовольствий и развлечений, соответственно грубому, неразвитому вкусу наших простолюдинов. Здесь крестьянин встречал свой веселую компанию, здесь часто находил и музыку, и пение, и забаву в виде русской пляски какого-либо пропойцы. Кроме того, в кабаке встречались друзья, знакомые; один предложит стаканчик, другой отплатит тем же, и начинается общее распитие полштофа с свободными разговорами и воспоминаниями всяких обид и утешений то от старосты, то от богатого мужика. Если же прибавить к этому, что в кабаке ничто нраву мужика не препятствует, что он не видит никакой сдерживающей его власти, не слышит докучливых упреков жены или жалоб кого-либо из домашних на нужды и недостатки, если сверх.всего этого у кабатчика есть какия-либо особенные не везде дозволенные удовольствия для пьяной компании, то препровождение времени в кабаке будет полным осуществлением желаний и мечтаний мужичка, какого он ни у себя ни в каком другом месте не встретит ». |