— 373 — поддерживать недовольство и жажду нового. И если человек не умеет или не моэюет устранить это недовольство, он обязательно прибегает к алкоголю, чтобы заглушить надоедливый голос. Этим отсутствием интереса к жизни страдает та часть имущих классов, которые привыкли проводить свое время в сытой праздности, которым незачем прибегать к творческому труду для удовлетворения своих насущных жизненных потребностей. Они не знают наслаждений, которые даются производительной работой; духовный мир их отличается крайним убожеством, они не умеют настоящим образом веселиться, они не знают удовольствий, порождаемых работой ума. «Всестороннее изучение биологии человека,— говорит один автор,—приводит нас к заключению, что непременной потребностью здорового человеческого организма является сознательно продуктивный для личного и вместе с тем для общого блага труд. Там, где этого продуктивного труда нет, там человек и должен ощущать ту общую неудовлетворенность, которая побуждает его к наркотическим средствам. А непосредственное наблюдение нашей общественной жизни как раз и указывает нам на присутствие ^ ней именно этого пробела. Наши образованные классы позволяют себе большую погрешность в смысле недостаточного культа продуктивного труда, и примером своей жизни, во все более тесном соприкосновении с народной массой, все сильнее внушают этот недостаток также и ей». * Но и та часть буржуазии, которая выступает в роли заправил производственного процесса, немало страдает от условий современной хозяйственной жизни. Борьба из-за рынков, переходы от победы к поражению, вечная боязнь за исход сражения создают ту нервную неустойчивость, при которой организм не в состоянии противиться болезненным стремлениям. «Свободная конкуренция, — справедливо отмечает Гелльпах,—принуждает рфдпринимателей ко все возрастающему напряжению всех своих нервных сил, к неусыпному наблюдению за малейшими колебаниями на мировом рынке. Кризис страшным призраком реет над на | — 374 — шим современным способом производства. Ворвавшись в него, он в течение нескольких часов превращает миллионера в нищого и выбрасывает на мостовую без куска хлеба тысячи рабочих семейств. И вся эта неурядица окружена холодным ледяным блеском современного просвещения, лишенная красивых утешений, надежд и идеалов доброго старого времени». Как устоять при этих условиях от соблазна? В какой сфере может выработаться сила воли для того, чтобы отказаться от врфдняго напитка, дающого хоть на минуту забвение? Нервная энергия истощена до нельзя, всем существом овладевает страсть к острым чувственным наслаждениям, придающим другую окраску печальной картине действительности. К тому же у этих обезпеченных классов нет никаких духовных интересов, удовлетворение которых могло бы доставить им истинное удовольствие. Их развлечение, их общение между собой, их радости и веселье,— все основано на потреблении вина, которое искусственно создает то приподнятое настроение, которого нет в действительности. В народных массах стремление к пьянству возникает на почве того же духовного голода, от которого они постоянно страдают. Жизнь нашего многомиллионного крестьянства коренным образом изменилась за последния десятилетия, проснулись у народа духовные запросы, на которые они тщетно ищут ответа. Если обезпеченные круги населения имеют полную возможность удовлетворять нужду в духовных наслаждениях, если к их услугам имеются и театры, и би: блиотеки, и музеи, и выставки, то народные массы лишены всех этих благ культуры. «С того времени, как совершилась крестьянская реформа, — писал один представитель духовенства в 1873 году, — направление мысли в нашем простом народе изменилось во многом. Прежде—при строгом подчинении чужой воле, при непрестанных тяжелых работахъ—его умственная деятельность была совсем подавлена, его мысли и желания сосредоточивались исключительно на отдыхе от труда, составлявшем для него единственное удовольствие, которому он от души радовался, когда нахо |