332 —
Производства. |
Заработная плата. |
Степень потребности в алкоголе. |
Железнодорожные мастерские |
1,60—3,50 мар. |
Потребление спиртных напитков допускается. Потребность очень велика. Пьянство нередко считается неустранимым злом. |
Маслобойный завод |
2,00—4,00 |
Без разрешения пить водку не удается подыскать рабочих. |
Вогоностроительный |
3,00 |
Потребность в водке очень велика. Запретить потребление спирта администрация не решается. |
Машиностроительный |
2,00—4,00 |
Потребление спиртных напитков воспрещено. Но в обеденное время рабочие пьют и даже напиваются. Попытки устранить это зло кончились неудачей. |
Машиностроительный |
5,00 |
Без труда удалось провести запрещение потребления спиртных напитков. Рабочие пьют пиво и то в умеренном количестве. |
Фабрики музыкальных инструментов...... |
6,00-7,00 |
Тоже. Рабочие пьют только пиво, редко можно встретить на фабрике пьяного. |
Даже Блохер и Ландманн, доказывающие в своей работе, что вместе с увеличением доходов рабочого растут его траты на спиртные напитки, должны признать, что они «говорят в данном случае лишь об увеличении расходов, но отнюдь не о росте потребления. Совершенно очевидно, что по увеличению трат отнюдь нельзя судить о соответствующем росте потребления. Понятно ведь, что увеличение доходов дает возможность рабочему заменить дешевые напитки более дорогими—водку пивом или виномъ». Словом, мы должны прийти к естественному выводу, что вместе с ростом доходов пьянство, как таковое, в его худших и самых вредных формах, идет на убыль.
| — 333 —
Лучшим доказательством того, насколько действительное повышение блогосостояния рабочих способствует уменьшению трат на алкоголь, служат бюджеты американских рабочих. Статистическое бюро в Вашингтоне исследовало 2567 рабочих бюджетов и пришло к следующему заключению. Экономическое положение американских рабочих значительно лучше их европейских собратьев. Американский рабочий в среднем получает 3903 франк. годового дохода (около 1500 руб.). На алкоголь он тратит всего 1,64% своего дохода, тогда как на удовлетворение своих насущных нужд он имеет возможность расходовать относительно крупные суммы. Между тем берлинские рабочие, получающие всего доход в 1584— 1723 марок (750—800 руб.) тратят на алкоголь 8—10% своих доходов (таблица 16, рис. 53). Вот таблица, ясно показывающая отношение между высотой бюджета, размерами трат на удовлетворение насущных нужд и на спиртные напитки.
|
Из общей суммы расходов приходится в проц, на |
Остается
на |
пищу. |
жилище. |
одежду. |
спиртн.
напитки. |
другие
расходы. |
908 берлинских рабочих . . |
47,34 |
20,31 |
8,11 |
6,74 |
17,60 |
14 баденских . |
41,32 |
15,6 |
12,5 |
12,6 |
19,98 |
44 нюрфнберг-ских .... |
42,80 |
18,90 |
8,53 |
9,53 |
20,24 |
1115G амерпканск. семей .... |
43,13 |
23,81 |
12,95 |
1,64 |
19,68 |
В России наилучше поставленные группы рабочих, получающих 400—500 рублей в год, тратят на алкоголь 13— 16% своего дохода. Так, по данным Б. Д. Магидова, разработавшого анкету об алкоголизме среди петербургских рабочих, средний расход на спиртные напитки составляет
|