Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 287   >>>

Влияние социальной среды.

1. Спрос и предложение спиртных напитков.

Причины роста потребления спиртных напитков некоторые авторы усматривали в усилении предложения алкоголя. Производство спиртных напитков приняло грандиозные размеры, водка стала доступной по цене, увеличилось число питейных заведений, больше стало соблазнов,—и это повело за собой увеличение спроса на вино. Представители капитала, вложенного в винокуренный, пивоваренный, трактирный и другие промысла, всеми силами стараются завлекать в свои сети потребителей, стараются разжигать в них страсть к вину, доводить фф до жажды частого опьянения. «Не принуждение пить является главным источником страсти к пьянству,— говорит проф. Бунге, — тысячу раз более опасным, чем принуждение, является соблазн, тот систематический, утонченный соблазн, которым действуют участники предприятий для производства и продажи алкоголя й акционеры пивоварен. Посмотрите только на пивные дворцы, выростающиф из-под земли, точно грибы! Посмотрите, как они ночью завлекают к себе толпу электрическим светом, звуками громадных оркестров, всевозможными удовольствиями, театрами и концертами, танцовщицами и певицами, акробатами и жонглерами, фокусниками и престидижаторами! Вспомните обо всех этих открытых сценах, кабарэ, о всех этих мелких кафешантанах, разбросанных повсюду, вплоть до отдаленнейших предместий, которые ночью привлекают к себе людей, как фонари ночных бабочек. И этот соблазн приводится в действие не только во время вечерних часов досуга. Неть!

— 288 —

Систематический, утонченный соблазн преследует даже самого прилежного работника с ранняго утра и до поздняго вечера, во время самого добросовестного исполнения им своих обязанностей. Пиво в бутылках доставляется ему в мастерския, в жилища, на фабрики, на места построек. Оно постоянно суется под нос усталому, жаждущему работнику. Как же ему устоять против всего этого? А стоит только рабочему в течение нескольких недель попить акционерной бурды, как он становится уже ея рабом, и из него без сожаления высасываются все соки».

Соблазн, как орудие алкоголизма, является необходимым в виду массы питейных заведений, которыми усеяны все страны. И чем больше увеличивается число мест продажи вина, тем больше и больше ростет число несчастных жертв алкоголизма. «Чем больше чисдо питейных заведений,—категорически замечает такой авторитетный исследователь алкоголизма, как Бер, — чем сильнее конкуренция в этой области, чем затруднительнее сбыт товара,—тем все больше своекорыстные расчеты и жажда прибыли побуждают трактиро-хозяфв всеми силами приобретать себе клиентов, привязывать их к себе всякого рода соблазнами. Эти рестораны и питейные заведения заставляют потребителей отвыкать от собственного дома и являются наиболее жестокими врагами семейных чувств и семейной жизни. Чем меньше число питейных заведений, тем меньше испытания и соблазна для постоянно ростущей армии пьющих. Чем больше кабаков, тем больше пьяниц. Потребность в спиртных напитках может увеличиваться безпредельно, как это показывает история развития алкоголизма. В торговле вином спрос не создает предложения, а, наоборот, предложением спиртных напитков создается спрос на них. Чем легче каждый может достать в любом месте, во всякое время и по какой угодно цене водку, тем чаще и тем в большем количестве он будет его пить, пока потребление вина не превратится для него в непреодолимую страсть».

Факты действительности далеко не служат подтверждением приведенных только что категорических положений