Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 286   >>>

— 286 —

Однако выяснение психологических мотивов, руководящих каждым человеком в отдельности в его приверженности к спиртным напиткам, еще не раскрывает нам всех сложных причин алкоголизма. Душевное настроение человека создается под влиянием окружающих условий живой действительности. Неудовлетворенность, отсутствие веры в лучшее будущее отнюдь не свойственны природе человека. Напротив, в душе каждого заложены оптимистическия чаяния, постоянные ожидания лучшого и надежды на скорое осуществление счастья на земле. Таково содержание вечных человеческих мечтаний, дающих толчок для работы, для кипучей деятельности. Если мы видим обратное, если вместо радостных, светлых упований человеком овладевает горькое разочарование, если место надежды занимает отчаяние, то виновата в этом социальная среда, вся совокупность факторов, вызвавших деление людей на группы и обезпечивших каждой из них определенные условия существования. Если человеку необходимо забыться в иллюзиях, значит жизнь не дала настоящого счастья. И вот те условия, которые мешают людям заглянуть в лицо настоящему счастью, способствуют развитию алкоголизма. Необходимо, стало-быть, выяснить социальные факторы, обусловливающие угнетенное психическое состояние различных групп населения. Причины алкоголизма станут для нас понятными лишь тогда, когда мы разберемся в различных влияниях, которым подвергаются массы, и постараемся установить, какия же условия дают своеобразную психологию человека, сказывающуюся в стремлении к опьянению.

Влияние социальной среды.

1. Спрос и предложение спиртных напитков.

Причины роста потребления спиртных напитков некоторые авторы усматривали в усилении предложения алкоголя. Производство спиртных напитков приняло грандиозные размеры, водка стала доступной по цене, увеличилось число питейных заведений, больше стало соблазнов,—и это повело за собой увеличение спроса на вино. Представители капитала, вложенного в винокуренный, пивоваренный, трактирный и другие промысла, всеми силами стараются завлекать в свои сети потребителей, стараются разжигать в них страсть к вину, доводить фф до жажды частого опьянения. «Не принуждение пить является главным источником страсти к пьянству,— говорит проф. Бунге, — тысячу раз более опасным, чем принуждение, является соблазн, тот систематический, утонченный соблазн, которым действуют участники предприятий для производства и продажи алкоголя й акционеры пивоварен. Посмотрите только на пивные дворцы, выростающиф из-под земли, точно грибы! Посмотрите, как они ночью завлекают к себе толпу электрическим светом, звуками громадных оркестров, всевозможными удовольствиями, театрами и концертами, танцовщицами и певицами, акробатами и жонглерами, фокусниками и престидижаторами! Вспомните обо всех этих открытых сценах, кабарэ, о всех этих мелких кафешантанах, разбросанных повсюду, вплоть до отдаленнейших предместий, которые ночью привлекают к себе людей, как фонари ночных бабочек. И этот соблазн приводится в действие не только во время вечерних часов досуга. Неть!