Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 284   >>>

— 284 —

теля люди, близко знающие этот быт. «Я не буду,—говорит один народный учитель,—касаться материальной стороны быта учащих; необезпеченность учителей известна всем и служит причиной многих несчастий в жизни народного учителя, но я обращу внимание на условия духовной его жизни. Прежде всего дает себя чувствовать недостаточная подготовка, получаемая учащими в учительских семинариях и особенно на первых порах учительской деятельности. Молодой учитель является со школьной скамьи в деревню преисполненный самыми благими намерениями; он думает сразу просветить народ, рассеять все его суеверия и предрассудки, одним словомъ—первоспитать его. Но горькая действительность скоро приводить его к разочарованию. Учитель чувствует недостаток своих познаний, свой неподготовку к делу, видит недоверие крестьян к тем знаниям, которые он старался распространить; замечает он подчас и недоброжелательное, а то и совсем враждебное отношение со стороны сельских властей. Теряется у него прежний пыл, ослабевает энергия... Все это создает такую обстановку, при которой невозможна правильная спокойная работа». Вот вам и условия для неудовлетворенности и для возникновения потребности хоть иногда заглушить неспокойный внутренний голос вином.

Приверженность духовенства к вину, приверженность, на которую указывают многие авторы, опять-таки находит свое объяснение в душевном настроении народных пастырей. Неудовлетворенность своей работой, сознание своего бессилия что-либо изменить в условиях жизни народа, чтобы сделать его более счастливым, необходимость размениваться по мелочам вместо того, чтобы творить большое дело, о котором люди мечтают, — таковы мотивы, побуждающие людей искать забвения. И какия группы населения мы бы не взяли, всюду и везде мы увидим в качестве психологических мотивов пьянства неудовлетворенность настоящим и сознание бессилия выйти из тяжелого положения. «Тоскующая, разочаровавшаяся в своей будущности крестянская масса,—говорит д-р Фар-маковокий, — находит из своего положения один исход — утоление своей душевной боли и пустоты путем наркотизации

— 285 —

себя вином. А сельская интеллигенция, вместо оказания хотя бы тут последней поддержки народу на этом скользком и опасном пути, сознавая свой неприспособленность к делу и нравственную неудовлетворенность, сама становится на тот же путь и подает еще новый гибельный пример крестьянам. И в то время как пьет невидящий впереди никакого просвета и толкаемый на это своими эксплоататорами народ, интеллигенция не только не пытается воздержать его от этого порока, но еще и своим авторитетным примером, подобно деревенским кулакам, поддерживает народное пьянство и устраивает иногда такия попойки, которые отличаются от крестьянских лишь по широте размаха соответственно большему количеству в руках интеллигенции денежных средств ».

Но для пьянства интеллигенции имеются опять-таки свои психологические мотивы. «Кому неизвестно,— пишет один автор,—что несчастная страсть к алкоголю нередко постигает и людей весьма образованных, которые допиваются до ночлежных домов и пополняют собой ряды босяков. Главная причина несчастия всех этих потерявшихся личностей заключается в их недовольстве жизнью: или несоответствие стремлениям и планам их той действительности, которая окружала этих людей, или неожиданные неприятности и стечение несчастных обстоятельств на поприще их деятельности, или огорчения и расстройство в семейном быту— повергают этих людей в тоску, которую они начинают заливать виномъ».

Само собой понятно, есть разница между алкоголизмом обезпеченных классов и алкоголизмом малоимущих. Первые в поисках забвения от мучащей их скуки и тоски неделания, быть-может, реже прибегают к опьянению, чем последние, которым на каждом шагу приходится сталкиваться с плохо удовлетворяемыми насущными нуждами. Но психологическая природа пьянства у каждого человека одна и та же: она сводится к жажде иллюзий, к созданию хоть на миг призрачного довольства, которого нет в действительности.