- 283 - алкоголизма. Жажда иллюзий нф покидает человека, не познавшого счастья, и порой появляется непреодолимое влечение заглушить вином назойливый голос, не упускающий случая напомнить человеку о всех неприглядных сторонах его существования. Интересно отметить, что ту же самую характеристику, которую д-р Португалов дал русской провинции в семидесятых годах прошлого столетия, дает один автор францусской провинции в 1905 году. Все такой же серой, неуютной, нф удовлетворяющей элементарным потребностям духа оказывается, по словам францусского автора, жизнь чиновников во Франции. Автор-чиновник и передает свои собственные переживания, приводящия в конечном итоге к пьянству. «Кафё,—говорит этот автор,—единственное развлечение при провинциальном безделье. Я нф говорю о тех, которые имеют особенную склонность к выпивке, я говорю о молодом, только что назначенном чиновнике, которому пришлось поработать, чтобы получить назначение. Он является нередко из большого города, раньше вел деятельную и подвижную жизнь и теперь попал в дыру, где после десяти часов вечера на улице можно встретить только крыс, женщин легкого поведения и унтер-офицеров. Окрестности городка нередко нф дают ничего, либо потому, что неинтересны, либо потому, что сообщений с ними нет. В начале своей деятельности я также испытывал это впечатление пустоты, нелепой и вынужденной праздности. Нет ничего более отупляющого и тяжелого, ничего более способного унизить человека, довести его до полной распущенности и заставить его выпивать ежедневно лишнюю кружку пива или рюмку абсента. Счастлив тот, кого блогоприятное стечение обстоятельств спасет от погружения в болото». В жизни интеллигенции побудительными психологическими мотивами для потребления спиртных напитков служит постоянное недовольство собой и окружающими условиями жизни, неудовлетворенность своей деятельностью, сознание своей безпомощности в борьбе с общественным злом. Вот; как описывают, например, жизнь и деятельность народного учи- | — 284 — теля люди, близко знающие этот быт. «Я не буду,—говорит один народный учитель,—касаться материальной стороны быта учащих; необезпеченность учителей известна всем и служит причиной многих несчастий в жизни народного учителя, но я обращу внимание на условия духовной его жизни. Прежде всего дает себя чувствовать недостаточная подготовка, получаемая учащими в учительских семинариях и особенно на первых порах учительской деятельности. Молодой учитель является со школьной скамьи в деревню преисполненный самыми благими намерениями; он думает сразу просветить народ, рассеять все его суеверия и предрассудки, одним словомъ—первоспитать его. Но горькая действительность скоро приводить его к разочарованию. Учитель чувствует недостаток своих познаний, свой неподготовку к делу, видит недоверие крестьян к тем знаниям, которые он старался распространить; замечает он подчас и недоброжелательное, а то и совсем враждебное отношение со стороны сельских властей. Теряется у него прежний пыл, ослабевает энергия... Все это создает такую обстановку, при которой невозможна правильная спокойная работа». Вот вам и условия для неудовлетворенности и для возникновения потребности хоть иногда заглушить неспокойный внутренний голос вином. Приверженность духовенства к вину, приверженность, на которую указывают многие авторы, опять-таки находит свое объяснение в душевном настроении народных пастырей. Неудовлетворенность своей работой, сознание своего бессилия что-либо изменить в условиях жизни народа, чтобы сделать его более счастливым, необходимость размениваться по мелочам вместо того, чтобы творить большое дело, о котором люди мечтают, — таковы мотивы, побуждающие людей искать забвения. И какия группы населения мы бы не взяли, всюду и везде мы увидим в качестве психологических мотивов пьянства неудовлетворенность настоящим и сознание бессилия выйти из тяжелого положения. «Тоскующая, разочаровавшаяся в своей будущности крестянская масса,—говорит д-р Фар-маковокий, — находит из своего положения один исход — утоление своей душевной боли и пустоты путем наркотизации |