— 279 — психологические мотивы, толкающие к опьянению, к призрачным радостям жизни. В жизни рабочого спиртные напитки являются незаменимым средством, рисующим розовые картины, которых нет в действительности. Алкоголь создает в этой среде красивые иллюзии, он рисует в другом свете окружающую жизнь, он увеличивает субъективное ощущение силы, он на первых порах прогоняет вялость и апатию, на момент создает острое наслаждение, дает возможность забыть о всех треволнениях, связанных со слабостью и дряблостью души. «Главной причиной алкоголизма, — говорит Вандервфльде,— единственно достаточно общей и достаточно могущественной для того, чтобы объяснить его распространение, его поразительный успех у дикарей и его упорное противодействие даже самой деятельной пропаганде, является, несомненно, потребность развлечься, развеселиться, уйти на некоторое время от тяжелой действительности; другими словами, необходимость забвения, желание опьянить себя, усыпить ощущение боли или усталости, получить мимолфтйоф приятное ощущение, которое следует непосредственно за приемом алкоголя или веществ, занимающих его место у других народов, например, гашиша или опиума». А Шарль Бодлэр дает краткое, но меткое изображение тех иллюзий, которые рисует неудовлетворенному человеку алкоголь. «В мире, — говорит он, — есть безымянная масса людей, страдания которых не усыпляются сном. Вино напевает им песни и поэмы». Современный человек, терпящий лишения, не будучи в состоянии их удовлетворить, вынужден прибегать к опьяняющему средству, чтобы на время уйти от мира с его печалями. Такова неизбежная психология каждого в отдельности, такова психология масс. Прав Дюкло, когда он говорит, что «рабочий, к которому мы обращаемся с призывом к воздержанию, может сказать нам: все вы, отговаривающие нас пить, не знаете, сколько сил прибавляет эта рюмка в мастерской, когда жар, сырость или просто непосильный труд валит с ног самого сильного рабочого. Алкоголь — самое сильное и самое дешевое средство, какое нам удалось найти, чтобы | — 280 быть в силах тянуть свой лямку». И поразительно, что другой автор почти в тех же выражениях рисует ту роль, которую играет абсент среди журналистов и художников, этих людей, вечно жаждущих иллюзий. «Если бы,—говорит этот автор, — какой-либо враг явился к этим людям и во имя гигиены стал бы давать им советы воздержания, какой ответ они бы дали? «Вы не знаете,— сказали бы они,— удовольствия, которое испытываешь, когда отдаешься во власть этой дивной жидкости (абсента), которая переливает различными цветами, кажется то зеленой, то белой. Ароматическия травы испускают прелестный запах, и вместе с первыми глотками всем существом человека овладевает какое-то необыкновенное, трудно поддающееся определению чувство. Появляются какия-то новые силы, целый мир идей носится пред нами. Воображение рисует нам чудесные картины, и часто под влиянием этого возбуждающого средства создаются восхитительнейшия произведения искусства и литературы». Какие психологические мотивы гонят этих интеллигентных людей к алкоголю? Все та же неудовлетворенность, все та же жажда лучшого, недостаток творческих сил, не дающий возможности создать что-либо большее, й необходимость искать призрачного счастья в идеях и образах мнимой красоты и мнимого величия, идеях, возникающих в пьяном угаре. Поднимемся выше по иерархической лестнице, обратимся к представителям обезпеченных слоев населения, посмотрим, какие психологические мотивы заставляют их прибегать к опьянению. Казалось, у них все есть, им не нужно никаких иллюзий. Но, привыкши к сытой праздности, они не знают наслаждений, которые даются творческим трудом. Их ничто не радует, так как они испробовали все, что можно. Они безконечно скучают от безделья, а работать они не в состоянии. «Праздность, — говорит Норман Керр, — представляет очень плодотворную почву для пьянства. Безделье есть наиболее тяжелый труд, который скоро вызывает скуку, и томление. В этом-то скверном состоянии человек и прибегает к отравляющим веществам, начиная |