— 278 — настоятельной потребностью физиологической организации современного человека. «Победы зла, неудача лучших порывов,—говорит проф, В. Я. Данилевский, — личные невзгоды могут привести к скептицизму, порывам отчаяния, к полному пессимизму, и все же человек никогда не откажется от стремления к лучшему, к совершенству: его влечет вперед, к высшему и лучшему, роковое стремление, инстинктивная потребность, как органическое свойство ростущого и развивающогося духа». И, если человек никак не может подняться вверх, над засасывающей его житейской тиной, он начинает понфволе жаждать иллюзий, которые обладают наибольшей способностью возбуждать чувства, волновать, воодушевлять. «Пусть это,—говорит профессор Данилевский,— простая игра воображения, обман чувства, пусть это будет извращение действительности, вызывающее резкий отпор разума, здравого смысла—все равно, человек изменяет последнему, не слушается его и отдается во власть иллюзии, ибо так требует закон живой природы; проявляя свои непреоборимые влияния через инстинктивные побуждения и внесозна-тфльные влечения, этот закон есть лишь выражение свойств и условий физиологической организации, выработанной и упроченной прогрессивной эволюцией мозгового и психического аппаратовъ». Иллюзий жаждут все люди, которые не в состоянии следовать велениям своих сигнальных аппаратов, и алкоголь является для них лучшим средством для того, чтобы заглушить надоедливые голоса, говорящие о невозможном, требующие неосуществимого. Забвения жаждет рабочий потому, что он не в состоянии утолить свой голод, отдохнуть при усталости, позволить себе духовные наслаждения, без которого мир не мил. Но иллюзия необходима также для представителей обезпеченных групп; и для них недоступны многия удовольствия, о которых им постоянно напоминает внутренний недовольный голос. Им неведомо наслаждение, которое дается творческим трудом; они не в состоянии прогнать съедающую их скуку, и у каждого из них создаются | — 279 — психологические мотивы, толкающие к опьянению, к призрачным радостям жизни. В жизни рабочого спиртные напитки являются незаменимым средством, рисующим розовые картины, которых нет в действительности. Алкоголь создает в этой среде красивые иллюзии, он рисует в другом свете окружающую жизнь, он увеличивает субъективное ощущение силы, он на первых порах прогоняет вялость и апатию, на момент создает острое наслаждение, дает возможность забыть о всех треволнениях, связанных со слабостью и дряблостью души. «Главной причиной алкоголизма, — говорит Вандервфльде,— единственно достаточно общей и достаточно могущественной для того, чтобы объяснить его распространение, его поразительный успех у дикарей и его упорное противодействие даже самой деятельной пропаганде, является, несомненно, потребность развлечься, развеселиться, уйти на некоторое время от тяжелой действительности; другими словами, необходимость забвения, желание опьянить себя, усыпить ощущение боли или усталости, получить мимолфтйоф приятное ощущение, которое следует непосредственно за приемом алкоголя или веществ, занимающих его место у других народов, например, гашиша или опиума». А Шарль Бодлэр дает краткое, но меткое изображение тех иллюзий, которые рисует неудовлетворенному человеку алкоголь. «В мире, — говорит он, — есть безымянная масса людей, страдания которых не усыпляются сном. Вино напевает им песни и поэмы». Современный человек, терпящий лишения, не будучи в состоянии их удовлетворить, вынужден прибегать к опьяняющему средству, чтобы на время уйти от мира с его печалями. Такова неизбежная психология каждого в отдельности, такова психология масс. Прав Дюкло, когда он говорит, что «рабочий, к которому мы обращаемся с призывом к воздержанию, может сказать нам: все вы, отговаривающие нас пить, не знаете, сколько сил прибавляет эта рюмка в мастерской, когда жар, сырость или просто непосильный труд валит с ног самого сильного рабочого. Алкоголь — самое сильное и самое дешевое средство, какое нам удалось найти, чтобы |