— 275
нф висят в воздухе, что они покоятся на прочном реальном фундаменте отношений, характеризующих собой переживаемый нами ныне уклад жизни. Так, говоря о случаях спаиванья крестьян интеллигентными людьми, земский врач Фармаковский пишет: «Пользованье вышеуказанным (питейным В. К.) предрассудком со стороны деревенских кулаков вошло в стройную систему эксплоатации народных масс. Обычное желание безденежного бедняка выпить в данный момент на чужой счет чарку водки усугубляется еще сознанием оказываемой ему чести и заставляет его за грошовое угощение, приправленное этой радушной честью, платить иногда рублевой услугой. И деревенские эксплоататоры прекрасно сознают все выгоды, оказываемые им вином, и всеми силами препятствуют прекращению народного пьянства». Д-р Фармаковский рассказывает далее, как многие из ле-чившихся у него алкоголиков, перестав на время пить, снова подпадали влиянию пагубной страсти, лишь только они возвращались в прежнюю среду и начинали жизнь при прежних условиях. Заканчивает наш автор свой печальный рассказ следующим убийственным выводом. «Пьянство крестьян настойчиво поддерживается их эксплоататорами, и ради большей пользы для этих последних в деревне установился обычай всяких запоев, давасов и пропоев. Ни одна сделка, ни один договор, ни одна более или менее крупная покупка или продажа нф совершается без вина. Главный смысл всех этих попоек заключается в том, что одна сторона старается споить или соблазнить предстоящей выпивкой другую, чтобы тем лучше фф надуть».
Мы видим, что нф слепое подражание виновно в возникновении питейных нравов. Тут действуют непреложные законы общественного развития, тут сказывается влияние социальной среды, неизбежно приводящей к подражанию. Личный мотив пьянства—подражание—превращается, таким образом, в могучий социальный фактор, характер и значение которого будет ясен из дальнейшого изложения.
| 276 — 5. Психологические мотивы пьянства.
Мы уже говорили (см. стр. 110—113), что алкоголь устраняет работу задерживающих центров, что он прекращает деятельность тех сложных живых аппаратов, которые' дают знать человеку об угрожающей ему опасности и заставляют во время принять меры для ея предотвращения. Алкоголь, как мы видели, устраняет чувство голода, иными словами прекращает деятельность дивного механизма, назначение которого давать нам знать, что организм для сохранения своих сил нуждается в пище. Алкоголь прогоняет чувство усталости, напоминающее о необходимости отдыха, устраняет скуку и тоску, рассеивает недовольство,—эти сложные переживания, толкающия людей вперед, заставляющия их искать новых лучших форм общежития.
Что же заставляет человека итти против себя и насильно заглушать те ощущения и чувства, которые дружески напоминают ему о всех его недочетах, заставляют его вовремя удовлетворять все свои жизненные насущные нужды? Каковы психологические мотивы, толкающие человека к вину, хотя оно грозит ему прекращением живой работы дивныхъ' сигнальных аппаратов, предупреждающих о близкой беде?
Психология человека, предающогося пьянству, совершенно понятна. Когда у нас имеется друг, неустанно напоминающий нам о недостатках, которые мы в состоянии устранить, мы будем очень блогодарны ему и во всем следовать его разумным указаниям. Если мы обезпечены материально, но в силу разных причин живем впроголодь, ютимся в скверном помещении, мы с блогодарностью примем увещания друга, не постеснившогося осветить всю неприглядность нашего существования и настойчиво рекомендовавшого нам изменить недостойный образ жизни. Если мы умственно достаточно развиты, обладаем всеми данными для того, чтобы служить хорошему делу, мы опять-таки будем признательны другу, который укажет нам на всю не-
|