Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 250   >>>

— 250 —

Данные этой таблицы достаточно красноречивы и нф нуждаются в длинных пояснениях. Очевидно, потребление алкоголя постепенно переводит учащихся из разряда хорошо успевающих в разряды учеников, делающих только удовлетворительные успехи, а то и вовсе не удовлетворяющих тем требованиям, какия к ним предъявляет школа.

А вот результаты непосредственного наблюдения учащихся цосле полученного ими алкоголя. Мориц Кендф наблюдал 25 школьников в возрасте 6—15 лет. Все они были вполне здоровы, нормально развиты. Они получали утром 1г/2—2 рюмки вина, в зависимости от возраста, и затем подвергались наблюдению во время уроков. Тотчас же после приема алкоголя дети обнаруживали необычайную живость, предприимчивость, свободнее держались и в поступках и в словах. Они быстрее читали, с большим выражением, легче делали -задачи и вели более оживленную беседу, чем в трезвом состоянии. В письме только обнаруживалась у них некото-торая неровность почерка. В сложных арифметических действиях они допускали грубые ошибки. При этом им в голову нф приходило проверять свои действия. Заучивание наизусть давалось им труднее, а, главное, они совершенно извращали смысл фразы. Характерно, что 13—15 летние мальчики нф в состоянии были после приема вина передать своими словами содержание прочитанного. В то же время у всех наблюдаемых детей замечалось изменение характера: у них обнаруживались непослушание, дерзость, самомнение, наклонность к смеху.

К неутешительным выводам относительно влияния алкоголя на умственное развитие и успехи школьников приходит также и д-р Коровин на основании анкеты, произведенной им среди учащихся сельских школ Московской губернии. Исследование коснулось 22.617 школьников, в том числе 14.280 мальчиков и 8337 девочек. Из мальчиков употребляют спиртные напитки 9641 или 67,5%, и из девочек 3858 или 46,2%. Нормальное умственное развитие отмечено у 79,2% мальчиков и у 80,6% девочек. Отсталых среди мальчиков было 20,8%, среди девочекъ—19,4%. И вот оказы-

— 251 —

вается, что умственно отсталых встречается чаще среди пьющих школьников (25,4%), чем среди трезвых (20,8%). Успешность занятий также страдала под влиянием алкоголя. Д-р Коровин различает три степени успешности—хорошая, средняя и плохая. Пьющие мальчики уступают трезвым по всем трем рубрикам. Хорошие успехи обнаруживали из пьющих 31,4%, из трезвых — 34,1%; удовлетворительные отмечены у 47,5% пьющих и у 48,8% трезвых. Плохая успешность наблюдалась у 21,1 % пьющих и у 17,1% трезвых.

Алкоголь оказывает также некоторое влияние на поведение учащихся. Из общого числа 4336 трезвых мальчиков хорошого поведения было 97,2%, дурного—2,&%. Среди 9626 пьющих мальчиков хорошее поведение обнаружили лишь 94,7%, дурное 5,3%. Выходит, стало-быть, что у пьющих мальчиков дурное поведение наблюдается у вдвое большого числа, нежели у трезвых.

Если говорить о поведении, о моральных устоях учащихся, то нужно признать, что алкоголь несет еще одну весьма вредную функцию по отношению к юношескому организму. В юношеском возрасте, в период обнаружения половых стремлений, алкоголь одновременно парализует волю, задерживающие центры и возбуждает половую сферу. Проф. Тарновский на основании своих многочисленных наблюдений утверждает, что наибольшая часть случаев утраты целомудрия юношами происходит под влиянием вина. Другие исследователи вынесли из своей практики убеждение, что большинство молодежи заражается сифилисом, находясь в состоянии, большого или меньшого опьянения. Большинство молодых людей, — утверждают сифилидологи,—первый раз переступают порог домов терпимости, находясь в чаду опьянения. С таким положением вполне сходятся результаты анкеты, произведенной среди студентов относительно потребления ими спиртных напитков. Так, по данным д-ра Никольского, одним из важных и тяжелых последствий студенческих попоек является посещение домов терпимости, вольных проституток, результатом чего является заражение венерическими болезнями. Так,