— 248 — Нервозность детей сказывается в легкой возбудимости, в безпокойстве, в бессоннице, в невозможности сосредоточить внимание на определенном предмете, в излишней пугливости. Эту картину болезни наблюдали некоторые авторы у детей в возрасте от 1—3 лет, которым уже с первых месяцев давался в том или ином виде алкоголь. Мюллер доказывает, что спиртные напитки создают среди молодежи те кадры неврастеников, которые вступают в жизнь развинченными полу-инвалидами. «Из них,—говорит Мюллер,—и вербуются те деклассированные интеллигенты, которые исполняют обязанности подпольных писцов и вогоновожатых на трамваях. Другая часть становится жертвой нравственной распущенности или гибнет от всякого рода болезней. Таковы видимые серьезные разрушения производимые алкоголемъ». Бер указывает на постоянно увеличивающееся число самоубийств среди молодежи и приписывает это печальное явление влиянию алкоголя. И доля правды в этом заявлении, конечно, есть. Не даром Эмминггауз, тщательно изучивший душевные расстройства у детей, отмечает то чрезвычайно грустное явление, что даже в детском возрасте имеется группа алкогольных психозов. Алкоголь обусловливает слабость нервной системы, он уменьшает ея устойчивость в борьбе с различными невзгодами жизни, он способствует приведению в исполнение рокового решения, возникшого под влиянием других причин, кроющихся во всем нашем житейском обиходе, во всех условиях окружающей нас живой действительности. Для нас ясно теперь, почему алкоголь является таким опасным ядом для неокрепшого еще организма детей. Гибнут молодые силы, подрывается энергия, необходимая для роста, для развития, и юные приверженцы спиртных напитков обрекают сами себя на мучительное существование; они сами себя отдают во власть всевозможных недугов, физических страданий и нравственных пыток. Алкоголь губит все надежды, связанные с молодым поколением, надежды на лучшую жизнь, на истинное счастье и ввергает | — 249 — лучших в безбрежную пучину случайностей, откуда подчас нет возврата. Влияние алкоголя на успехи и поведение учащихся. Алкоголь понижает как раз те способности, которые особенно необходимы для усвоения научных истин, преподаваемых в школе. Ослабляется внимание, теряется способность ассоциаций, замедляются все мыслительные процессы, уничтожаются плоды недавних успехов, теряется способность наверстать потерянное путем упражнений. Не даром, поэтому, со всех сторон несутся жалобы учителей школ на невнимание, леность и отсутствие прилежания у детей, склонных к потреблению спиртных напитков. Успехи таких школьников в большинстве случаев далеко не блестящи. Неуспевающих среди них нередко гораздо больше, чЕм'ё успевающих. Обстоятельное исследование для выяснения вопроса о влиянии алкоголя на успехи учащихся предпринято было директором народных училищ Бером (Вауг) в Вене. Исследование коснулось 591 ученика народных школ в Вене. Результаты исследования можно видеть из следующей весьма поучительной таблицы. . Удовлетво- Неудовлф-Хорошие: ршегиьт>: творит. : Из 134 учеников (22,7%), не употреблявших вовсе спиртных напитков, обнаружили успехи..........56=41,8% 66=49,2% 12= 9,0% Из 164 учеников (27,7%), пивших при случае, обнаружили успехи....... 56=34,1% 93=56,6% 15= 9,1% Из 219 учеников (37,3%), получавших ежедневно пиво, обнаружили успехи .... 61=27,8% 128=58,4% 30=13,7% Из 71 ученика (12%), получавших ежедневно дважды пиво, обнаружили успехи . 17=24,9% 41=57,7% 13=18,3% 3 (0,5%) ученика, получавших ежедневно три раза в день пиво, обнаруж. успехи . — 1 = 33,3% 2=66,6% |