Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 249   >>>

— 249 —

лучших в безбрежную пучину случайностей, откуда подчас нет возврата.

Влияние алкоголя на успехи и поведение учащихся. Алкоголь понижает как раз те способности, которые особенно необходимы для усвоения научных истин, преподаваемых в школе. Ослабляется внимание, теряется способность ассоциаций, замедляются все мыслительные процессы, уничтожаются плоды недавних успехов, теряется способность наверстать потерянное путем упражнений. Не даром, поэтому, со всех сторон несутся жалобы учителей школ на невнимание, леность и отсутствие прилежания у детей, склонных к потреблению спиртных напитков. Успехи таких школьников в большинстве случаев далеко не блестящи. Неуспевающих среди них нередко гораздо больше, чЕм'ё успевающих.

Обстоятельное исследование для выяснения вопроса о влиянии алкоголя на успехи учащихся предпринято было директором народных училищ Бером (Вауг) в Вене. Исследование коснулось 591 ученика народных школ в Вене. Результаты исследования можно видеть из следующей весьма поучительной таблицы.

. Удовлетво- Неудовлф-Хорошие: ршегиьт>: творит. :

Из 134 учеников (22,7%), не употреблявших вовсе спиртных напитков, обнаружили

успехи..........56=41,8% 66=49,2% 12= 9,0%

Из 164 учеников (27,7%), пивших при случае, обнаружили успехи....... 56=34,1% 93=56,6% 15= 9,1%

Из 219 учеников (37,3%), получавших ежедневно пиво,

обнаружили успехи .... 61=27,8% 128=58,4% 30=13,7% Из 71 ученика (12%), получавших ежедневно дважды

пиво, обнаружили успехи . 17=24,9% 41=57,7% 13=18,3% 3 (0,5%) ученика, получавших ежедневно три раза в

день пиво, обнаруж. успехи . — 1 = 33,3% 2=66,6%

— 250 —

Данные этой таблицы достаточно красноречивы и нф нуждаются в длинных пояснениях. Очевидно, потребление алкоголя постепенно переводит учащихся из разряда хорошо успевающих в разряды учеников, делающих только удовлетворительные успехи, а то и вовсе не удовлетворяющих тем требованиям, какия к ним предъявляет школа.

А вот результаты непосредственного наблюдения учащихся цосле полученного ими алкоголя. Мориц Кендф наблюдал 25 школьников в возрасте 6—15 лет. Все они были вполне здоровы, нормально развиты. Они получали утром 1г/2—2 рюмки вина, в зависимости от возраста, и затем подвергались наблюдению во время уроков. Тотчас же после приема алкоголя дети обнаруживали необычайную живость, предприимчивость, свободнее держались и в поступках и в словах. Они быстрее читали, с большим выражением, легче делали -задачи и вели более оживленную беседу, чем в трезвом состоянии. В письме только обнаруживалась у них некото-торая неровность почерка. В сложных арифметических действиях они допускали грубые ошибки. При этом им в голову нф приходило проверять свои действия. Заучивание наизусть давалось им труднее, а, главное, они совершенно извращали смысл фразы. Характерно, что 13—15 летние мальчики нф в состоянии были после приема вина передать своими словами содержание прочитанного. В то же время у всех наблюдаемых детей замечалось изменение характера: у них обнаруживались непослушание, дерзость, самомнение, наклонность к смеху.

К неутешительным выводам относительно влияния алкоголя на умственное развитие и успехи школьников приходит также и д-р Коровин на основании анкеты, произведенной им среди учащихся сельских школ Московской губернии. Исследование коснулось 22.617 школьников, в том числе 14.280 мальчиков и 8337 девочек. Из мальчиков употребляют спиртные напитки 9641 или 67,5%, и из девочек 3858 или 46,2%. Нормальное умственное развитие отмечено у 79,2% мальчиков и у 80,6% девочек. Отсталых среди мальчиков было 20,8%, среди девочекъ—19,4%. И вот оказы-