Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 243   >>>

— 243 —

ную ткань головного мозга, парализует, как мы уже выше говорили, все высшия мыслительные функции его. В этом и лежит разгадка того несомненного факта, что спиртные напитки оказывают гораздо более ядовитое действие на ребенка или на юношу, чем на взрослого. Самые условия роста и развития мозга предопределяют ту сумму вреда, который алкоголь несет с собой отрочеству и юности.

В самом деле, нервная система у ребенка играет весьма важную роль. Мозг его, взятый пропорционально по всему телу, и больше, и тяжелее, чем мозг взрослого. Детский мозг отличается в то же время чрезвычайно быстрым ростом. На третьем году жизни он только на одну треть меньше, чем у взрослых. Наростание веса мозга, будучи умеренным и более равномерным со 2-го до 7-го года жизни, вновь несколько усиливается с 7 до 14 года, когда вес мозга составляет 1/з0 веса всего тела (у взрослых Раньше и быстрее других

ростут мозжечек и затылочная доля полушарий, медленнее всего ростут лобные доли, этот центр мыслительных процессов; рост лобных долей усиливается только после шестилетняго возраста.

Понятно, для такого быстрого роста и энергичной деятельности требуется усиленный подвоз питательного материала. И, действительно, кровеносные сосуды, питающие мозг, в детском и юношеском возрасте относительно очень широки. Обмен веществ в центральной нервной системе подростаю-щих людей совершается весьма интенсивно. Алкоголь, попадающий в мозг маленьких людей, быстрее, чем у взрослых, доходит до клеток мозга и энергично вступает в соединение с нервными элементами. Если к этому прибавить, что юношеский мозг отличается сугубой нежностью, легкой возбудимостью и малоустойчивостью по отношению к вредным агентам, мы поймем, почему алкоголь играет такую пагубную роль в жизни детей и подростков.

Для нас ясно, что для выполнения больших требований, предъявляемых природой к мозгу ребенка и юноши, питание должно совершаться с достаточной правильностью. Нарушение нормального кровообращения в мозгу равносильно прекраще-

— 244 —

нию доступа строительного материала к нервной системе в тот момент, когда она особенно сильно в нем нуждается. Алкоголь же, как нам известно, оказывает большое влияние на кровообращение, нарушая его правильность. Отсюда задержка роста, медленное развитие мозга, которое должно сказаться весьма печально на жизнедеятельности всего организма.

Не следует забывать, что мозг ребенка и отчасти юноши во многом напоминает мозг животного. Он способен воспринимать ощущения, он обладает инстинктами, высшия же способности — способность судить, относиться критически к окружающим явлениям, , способность мыслить и владеть собой, словом,, интеллект развиваются лишь постепенно путем упражнений. Понятно теперь, как убийственно должен повлиять на высшия, лучшия стороны человеческого существа^ на нравственные,. волевые и интеллектуальные свойства алкоголь,, принятый в периоды ранних- стадий формирования и эволюции всех упомянутых способностей.

Есть еще одна причина, почему алкоголь действует особенно интенсивно в молодом возрасте. Мы уже говорили, что молодой мозг питается сравнительно очень широкими кровеносными сосудами. Алкоголь, следовательно, находит для себя у детей более широкий, чем у взрослых, путь для проникновения в мозговую ткань. Широкая струя крови приносит яд к нервной системе, и он здесь быстро всасывается и распространяется по всем клеточкам. С другой стороны, крови у подростающого человека меньше, чем у взрослого, и та же доза алкоголя, распределяясь в меньшем количестве жидкости, обусловливает большую концентрацию яда и более интенсивное разрушительное его действие.

И, действительно, многочисленные данные, которыми мы располагаем, говорят, о том, что детский организм жестоко расплачивается за те мнимые выгоды, которые яко бы дает алкоголь. Швейцарский врач Демме горячо восстает против укоренившогося предрассудка, будто коньяк и пиво играют в жизни детей роль укрепляющих средств. Он предостерегает, родителей и воспитателей, от обыкновения давать де-