Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 242   >>>

— 242 —

тете—4?,5%, в Горном институте—61%, Технологическом 50%. Частота опьянения различна: в Техдологическом и Горном институтах; напиваются до пьяна от 1 до 10 раз в месяц 11,1 %, напиваются столько же раз в годъ—15,6%, редко до 20%. Расходы на спиртные напитки колеблются от 20-—50 коп. в месяц до 15 рублей.

Приведенные нами цыфры в достаточной мере красноречивы. Оне говорят о том, что пагубная привычка пустила среди школьной молодежи глубокие корни. Как ни оскорбительно для человеческой культуры звучит сопоставление слов «алкоголизмъ» и «школа», мы все же должны будем признать, что алкоголь вербует себе значительную долю своих сторонников среди учащихся, что среди этих последних он выбирает наиболее молодых еще не окрепших людей, и на нйх он наваливается всей своей мучительной тяжестью.

Влияние алкоголя на детский организм. Вопрос о влиянии алкоголя на развивающийся организм может считаться в настоящее время вполне разработанным в науке. Даже наиболее ярые противники движения трезвости, полагающие, что умеренное потребление спиртных напитков не сулит никакого вреда, вынуждены согласиться, что для детей алкоголь во всех его видах представляет собой разрушительный яд. Алкоголь наносит огромный ущерб не только физическому развитию детей, но и влияет самым пагубным образом на их умственные способности, на формирование их нравственного миросозерцания.

Мы совершенно не знаем таких голосов, которые оправдывали бы употребление алкоголя даже в малых дозах в детском или юношеском возрасте. Нотнагель называет обыкновение давать детям вино «роковой язвой» наших дней, «Я прямо-таки считаю преступлением — у меня нет мягче выражения для этого,—говорит проф. Циген, — когда детям дают ежедневно некоторое количество алкоголя».

Разрушительное действие алкоголя на подростающий, еще не вполне сформировавшийся организм вполне объясняется основным свойством продукта. Алкоголь—по преимуществу яд нервной системы. Он прежде всего действует на нерв-

— 243 —

ную ткань головного мозга, парализует, как мы уже выше говорили, все высшия мыслительные функции его. В этом и лежит разгадка того несомненного факта, что спиртные напитки оказывают гораздо более ядовитое действие на ребенка или на юношу, чем на взрослого. Самые условия роста и развития мозга предопределяют ту сумму вреда, который алкоголь несет с собой отрочеству и юности.

В самом деле, нервная система у ребенка играет весьма важную роль. Мозг его, взятый пропорционально по всему телу, и больше, и тяжелее, чем мозг взрослого. Детский мозг отличается в то же время чрезвычайно быстрым ростом. На третьем году жизни он только на одну треть меньше, чем у взрослых. Наростание веса мозга, будучи умеренным и более равномерным со 2-го до 7-го года жизни, вновь несколько усиливается с 7 до 14 года, когда вес мозга составляет 1/з0 веса всего тела (у взрослых Раньше и быстрее других

ростут мозжечек и затылочная доля полушарий, медленнее всего ростут лобные доли, этот центр мыслительных процессов; рост лобных долей усиливается только после шестилетняго возраста.

Понятно, для такого быстрого роста и энергичной деятельности требуется усиленный подвоз питательного материала. И, действительно, кровеносные сосуды, питающие мозг, в детском и юношеском возрасте относительно очень широки. Обмен веществ в центральной нервной системе подростаю-щих людей совершается весьма интенсивно. Алкоголь, попадающий в мозг маленьких людей, быстрее, чем у взрослых, доходит до клеток мозга и энергично вступает в соединение с нервными элементами. Если к этому прибавить, что юношеский мозг отличается сугубой нежностью, легкой возбудимостью и малоустойчивостью по отношению к вредным агентам, мы поймем, почему алкоголь играет такую пагубную роль в жизни детей и подростков.

Для нас ясно, что для выполнения больших требований, предъявляемых природой к мозгу ребенка и юноши, питание должно совершаться с достаточной правильностью. Нарушение нормального кровообращения в мозгу равносильно прекраще-