— 237 — до одной рюмки пили ежедневно 9 учеников, по праздникам — 14 учеников; были пьяны по одному разу от водки—16т от пива 17 учеников, по два раза—7, по нескольку разъ—2. Трое учеников оказались такими любителями водки, что крали: ее или деньги для покупки последней. В другом училище того же района из 37 учеников оказалось постоянно пьющих четыре, остальные 33 человека пили иногда, по праздникам; ученики старших классов нередко летом устраивали прогулки за город и обязательно с водкой. В третьем училище, по словам учительницы, из 50 учеников только 6 не знают вкуса водки, остальные все ее пили—кто дома, кто в гостях. Семь человек бывали неоднократно пьяны. В четвертом училище, из 52 учеников в возрасте от 8—13 лет оказалось: четверо никогда не пили водки, восемь пили и пьют одно пиво, 7—виноградное вино и пиво, 33—водку; некоторые малыши заявили, что они могут выпить до трех рюмок сразу, что любят выпить, так как «хорошо» в голове шумит. В этом училище бывали случаи, что ученики приносили водку в училище под видом чая и выпивали ее в большую перемену, закусывая принесенным завтраком. Пьют не только в мужских училищах, но и в женских. Если согласиться с проф. Сикорским, доказывающим, что алкоголизация женщин является последней ступенью в развитии пьянства, придется признать, что мы уже дошли до этой последней стадии, так как и в женской школе очень крепок обычай давать учащимся водку. В самом деле, стоит только обратиться к женским училищам для того г чтобы убедиться, что девочки отнюдь не уступают мальчикам в наклонности к употреблению спиртных напитков. Вот факты. В одном женском училище в Петербурге из 50 учениц пили водку 10, вино и пиво—38, ничего не пили 2; в другом училище из 29 учениц в возрасте от 8—16 лет были пьяны—две, никогда не пили водки—три, остальные пили при случае; в третьем училище из 39 де- | — 238 — вочек водку пили 28, пиво и вино—11. Из девиц, употреблявших спиртные напитки, 15 начали пробовать вино и водку «давно». В четвертом училище, из 41 девочки знали вкус спиртных напитков 36 человек, возраст их был 9—15 лет; пьяны бывали четыре девочки, одну родители напоили на крестинах, другия «наугощались» в гостях в присутствии родителей. Деревенские школьники не отстают от городских в отношении употребления спиртных напитков. Правда, в деревне характер потребления несколько иной, чем в городе. Там пьют преимущественно при каких-либо торжественных случаяхъ—в храмовые праздники, на крестинах, свадьбах, тогда как в городе потребление приближается к характеру постоянного, однако, это обстоятельство нисколько не меняет по существу картины распространения наклонности к алкоголю среди детей школьного возраста. Из разных мест идут сообщения о том, что дети на ряду со взрослыми приобщаются к тем прелестям, которые дает потребление спиртных напитков. Так, д-р Олыпанецкий пишет из Калужской губернии: «В нашем крестьянском быту случаи употребления водки малолетними детьми далеко не единичны. Я не говорю уже про 10—15 летних подростков, среди которых заправские пьяницы—на редкость. Ни один престольный праздник, ни одно семейное или иное торжество не обходится без того, чтобы 3—4 летним и двухлетним детям не давали водки». Свящ. Ретровский из Пермской губернии, описывая местный напиток «брагу», которым поят даже грудных детей вместо молока, подчеркивает особенно сильное влияние «браги» на молодое поколение: такия дети в школе бывают неспособны к занятиям, и трудно их чем-нибудь заинтересовать. Но особенно интересные данные по поводу распространения алкоголизма в нашей школе представил д-р А. М. Коровин. Обследование его коснулось 358 школ: большинство из них земския, часть церковно-приходских, одна фабрично-заводская на 1000 человек. Всех школьников обоего пола было в этих школах 22617 человек, из них мальчиков |