— 236 — нения порока. «Ни одна народная школа,—говорится в циркуляре прусского министерства, изданном в 1902 году,—не должна отказываться от самого деятельного участия в борьбе против ужасного разрушительного недуга—пьянства». . Россия в отношении распространения наклонности к потреблению спиртных напитков среди школьников не составляет, к сожалению, исключения из других стран. В 1909 году наше Министерство Народного Просвещения, встревоженное поступившими сведениями об усилении страсти к алкоголю среди школьников, рекомендовало средним • учебным заведениям обзавестись моделями внутренних органов, измененных под влиянием алкоголя. Пусть видят учащиеся, какия разрушения производит в организме яд, и страшная картина отпугнет их от употребления спирта. Таков смысл министерского распоряжения. При Министерстве же учреждена особая комиссия, занятая выработкой специальных мер против распространения алкоголизма среди учащихся. На примере западной школы мы видели, что есть, отчего притти в безпокойство. Но и русская школа не представляет в этом отношении более отрадной картины. Спиртные напитки пользуются фавором среди значительной части учащихся в низшей, средней и высшей школе. Данные, которыми мы располагаем, убеждают нас в том, что вопрос о приверженности школьников к спиртным напиткамъ— отнюдь не праздный вопрос, что он заслуживает самого серьезного внимания. Так, д-р Н. И. Григорьев, интересуясь вопросом о степени развития пьянства среди школьников, обратился к некоторым учителям и учительницам петербургских и провинциальных городских училищ с просьбой, чтобы они в простой беседе с детьми расспросили их, кто из них пьет водку, кто бывал пьян. Ответы получились весьма любопытные. Один учитель петербургского городского училища, находящогося в районе города с рабочим населением, сообщил, что из 43 опрошенных учеников в возрасте 8 —11 лет были знакомы с водкой 37 человек; пред обедом от 1/2 | — 237 — до одной рюмки пили ежедневно 9 учеников, по праздникам — 14 учеников; были пьяны по одному разу от водки—16т от пива 17 учеников, по два раза—7, по нескольку разъ—2. Трое учеников оказались такими любителями водки, что крали: ее или деньги для покупки последней. В другом училище того же района из 37 учеников оказалось постоянно пьющих четыре, остальные 33 человека пили иногда, по праздникам; ученики старших классов нередко летом устраивали прогулки за город и обязательно с водкой. В третьем училище, по словам учительницы, из 50 учеников только 6 не знают вкуса водки, остальные все ее пили—кто дома, кто в гостях. Семь человек бывали неоднократно пьяны. В четвертом училище, из 52 учеников в возрасте от 8—13 лет оказалось: четверо никогда не пили водки, восемь пили и пьют одно пиво, 7—виноградное вино и пиво, 33—водку; некоторые малыши заявили, что они могут выпить до трех рюмок сразу, что любят выпить, так как «хорошо» в голове шумит. В этом училище бывали случаи, что ученики приносили водку в училище под видом чая и выпивали ее в большую перемену, закусывая принесенным завтраком. Пьют не только в мужских училищах, но и в женских. Если согласиться с проф. Сикорским, доказывающим, что алкоголизация женщин является последней ступенью в развитии пьянства, придется признать, что мы уже дошли до этой последней стадии, так как и в женской школе очень крепок обычай давать учащимся водку. В самом деле, стоит только обратиться к женским училищам для того г чтобы убедиться, что девочки отнюдь не уступают мальчикам в наклонности к употреблению спиртных напитков. Вот факты. В одном женском училище в Петербурге из 50 учениц пили водку 10, вино и пиво—38, ничего не пили 2; в другом училище из 29 учениц в возрасте от 8—16 лет были пьяны—две, никогда не пили водки—три, остальные пили при случае; в третьем училище из 39 де- |