— 238 — вочек водку пили 28, пиво и вино—11. Из девиц, употреблявших спиртные напитки, 15 начали пробовать вино и водку «давно». В четвертом училище, из 41 девочки знали вкус спиртных напитков 36 человек, возраст их был 9—15 лет; пьяны бывали четыре девочки, одну родители напоили на крестинах, другия «наугощались» в гостях в присутствии родителей. Деревенские школьники не отстают от городских в отношении употребления спиртных напитков. Правда, в деревне характер потребления несколько иной, чем в городе. Там пьют преимущественно при каких-либо торжественных случаяхъ—в храмовые праздники, на крестинах, свадьбах, тогда как в городе потребление приближается к характеру постоянного, однако, это обстоятельство нисколько не меняет по существу картины распространения наклонности к алкоголю среди детей школьного возраста. Из разных мест идут сообщения о том, что дети на ряду со взрослыми приобщаются к тем прелестям, которые дает потребление спиртных напитков. Так, д-р Олыпанецкий пишет из Калужской губернии: «В нашем крестьянском быту случаи употребления водки малолетними детьми далеко не единичны. Я не говорю уже про 10—15 летних подростков, среди которых заправские пьяницы—на редкость. Ни один престольный праздник, ни одно семейное или иное торжество не обходится без того, чтобы 3—4 летним и двухлетним детям не давали водки». Свящ. Ретровский из Пермской губернии, описывая местный напиток «брагу», которым поят даже грудных детей вместо молока, подчеркивает особенно сильное влияние «браги» на молодое поколение: такия дети в школе бывают неспособны к занятиям, и трудно их чем-нибудь заинтересовать. Но особенно интересные данные по поводу распространения алкоголизма в нашей школе представил д-р А. М. Коровин. Обследование его коснулось 358 школ: большинство из них земския, часть церковно-приходских, одна фабрично-заводская на 1000 человек. Всех школьников обоего пола было в этих школах 22617 человек, из них мальчиков | — 239 — 14.280 и девочек 8337. Оказалось, что из мальчиков употребляли спиртные напитки 9641 или 67,5%, а из девочек 3858 или 46,2%. Ежедневно или часто цьющих среди мальчиковъ—0,7%, среди девочекъ—0,4%. В возрасте от 7—8 лет было «пьющихъ» мальчиков 2920, а девочекъ—2115. Интересны цифры, иллюстрирующия частоту опьянения у школьников. Из 9780 пьющих мальчиков напивалось до пьяна 1542 или 15,5%, а из 3858 пьющих девочекъ—120 или 3,2%. С ранних лет сельские школьники знакомятся со вкусом опьянения. В возрасте от 7—8 лет напивалось 576 мальчиков и 233 девочек. Немного нужно водки (1—2 рюмки) для того, чтобы приводить детей в состояние опьянения, которое школьники находили подчас «очень и очень веселымъ». Но бывало и так, что опьянение даже минутного удовольствия школьникам не приносило. Так, учитель сообщает об одном ученике 12 лет, что «часто по утрам он бывал в возбужденном состоянии, выражавшемся в волнении и слезах, что учителя крайне удивляло. Оказалось, что этот ученик иногда по утрам просит у отца рюмку водки и перед чаем выпиваетъ». Интересно отметить также условия, при которых детям даются спиртные напитки. «Обучение питью алкоголя,—говорит д-р Коровин,—берут на себя прежде всего родители, затем знакомые с родными, и последним идет самообучение детей; при этом знакомые с родными одинаково поят и мальчиков, и девочекъ—по 23%; но родители принимают заботу ближе к сердцу; так, мальчиков поят 68,3% родителей; девочек усерднее—72,2%. Впрочем, такое различие совершенно изглаживается, так как мальчиков, пьющих в одиночку или в своей детской компании, насчитывается 8,1%; девочек же—4,0%». Родители практикуют в большинстве случаев способ наглядного обзшения. В Курской губ., где среди школьников потребление спиртных напитков считается весьма распространенным фактом, один ученик на вопрос учителя: «Не стыдно тебе водку пить?!» —ответил: «Чего же стыдно? У нас и тятька, и мамка, и дедка, и меньшая сестра пьет, а |