Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 111   >>>

—111 —

реакция для нашего тела. Он дает нам знать, что запас пищи истощен, что необходимо вновь подвезти питательный материал для того, чтобы поддержать силы на должной высоте. Утомление, усталость — все тот же предостерегающий и спасительный для нас голос. Этот голос дает знать работающему человеку, что он дошел до предела, что силы истощены, что необходим отдых для возмещения произведенных затрат. Пусть человек не послушается этого голоса, и истощение при дальнейшей работе дойдет до крайних пределов, когда неминуемо начнется разрушение тканей и органов тела.

Насколько важны приспособления и аппараты, оберегающие наше физическое существо от различных невзгод и опасностей, настолько же необходимы и ценны те свойства нашего тела, которые служат залогом здоровой духовной жизни, удерживая ее в известных рамках и не позволяя ей стать угрозой для общежития. Все наши поступки, все наши слова должны быть освящены разумом. В каждый данный момент разумный человек знает, что ему говорить можно и чего нельзя, что делать можно, и какие поступки абсолютно недопустимы. Когда мы говорим, когда мы действуем, мы находимся под влиянием так называемых задерживающих (высших) центров, заложенных в мозгу. Эти центры заставляют нас обдумать каждое слово, каждую фразу, прежде чем произнести ее. Они заставляют нас обсудить каждое деяние, прежде чем его осуществить. Их деятельностью обусловливается целый ряд переживаний, дающих известное разумное направление нашей физической и умственной работе. Представим себе на минуту, что задерживающие центры перестали работать, и люди стали говорить и делать все, что взбредет им на ум. Разумеется, никакое общежитие не было бы возможно при этих условиях. Значит, высшие центры, заложенные в человеческом мозгу, предупреждают опасности, угрожающия не только каждому человеку в отдельности, но и жизни целого общества.

Целый ряд сложных чувствований и переживаний как бы специально служат для того, чтобы придать здоровый нор-

— 112 —

мальный характер жизни общества, толкать его постоянно вперед. Возьмем, например, чувство стыда, присущее каждому нормальному человеку; оно дает нам возможность избегать некоторых опрометчивых шогов, сдерживает наши дурные порывы, отводит на задний план наши животные инстинкты. Не будь стыда у людей, общественная жизнь стала бы невозможной. Большую роль в движении вперед играет недовольство людей, недовольство самим собой, окружающими условиями жизни. Недаром народ окрестил недовольство словом «святое». В нем заложены основания прогресса, на нем зиждутся вечные искания людей, мечты о новых путях и самоусовершенствовании. Недовольство не дает человеческому обществу топтаться постоянно на одном месте, побуждает его работать неуклонно и безпрестанно над великими задачами, решение которых должна сделать жизнь более приятной и красивой. Самодовольство в значительной мере парализует блогородные стремления вперед. Все хорошо в настоящем, зачем заглядывать пытливо в будущее и заниматься поисками ненужных идеаловъ?

К числу неприятных чувств, которые, однако, играют весьма важную роль в качестве голосов, предостерегающих нас от духовного застоя, от жалкого прозябания, относятся также скука и тоска. Эти чувства заставляют взглянуть настоящими глазами на расстилающуюся перед нами действительность и искать выхода из создавшогося тяжелого положения. Как голодный желудок нуждается в обыкновенной пище, так и скучающий мозг, если так можно выразиться, настойчиво требует духовной пищи. И скука побуждала бы к работе, к умственной деятельности, как голод заставляет есть, если бы у людей не нашлось средства самым неразумным образом убивать скуку, уничтожать ее, заглушать ея предостерегающий голос.

Алкоголь и является тем средством, который устраняет работу задерживающих центров, прекращает деятельность сложных живых механизмов, предупреждающих нас о близкой опасности. Как лошадь, вырвавшаяся из узды, мчится стремглав до тех пор, пока откажут ей силы, и