Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 112   >>>

— 112 —

мальный характер жизни общества, толкать его постоянно вперед. Возьмем, например, чувство стыда, присущее каждому нормальному человеку; оно дает нам возможность избегать некоторых опрометчивых шогов, сдерживает наши дурные порывы, отводит на задний план наши животные инстинкты. Не будь стыда у людей, общественная жизнь стала бы невозможной. Большую роль в движении вперед играет недовольство людей, недовольство самим собой, окружающими условиями жизни. Недаром народ окрестил недовольство словом «святое». В нем заложены основания прогресса, на нем зиждутся вечные искания людей, мечты о новых путях и самоусовершенствовании. Недовольство не дает человеческому обществу топтаться постоянно на одном месте, побуждает его работать неуклонно и безпрестанно над великими задачами, решение которых должна сделать жизнь более приятной и красивой. Самодовольство в значительной мере парализует блогородные стремления вперед. Все хорошо в настоящем, зачем заглядывать пытливо в будущее и заниматься поисками ненужных идеаловъ?

К числу неприятных чувств, которые, однако, играют весьма важную роль в качестве голосов, предостерегающих нас от духовного застоя, от жалкого прозябания, относятся также скука и тоска. Эти чувства заставляют взглянуть настоящими глазами на расстилающуюся перед нами действительность и искать выхода из создавшогося тяжелого положения. Как голодный желудок нуждается в обыкновенной пище, так и скучающий мозг, если так можно выразиться, настойчиво требует духовной пищи. И скука побуждала бы к работе, к умственной деятельности, как голод заставляет есть, если бы у людей не нашлось средства самым неразумным образом убивать скуку, уничтожать ее, заглушать ея предостерегающий голос.

Алкоголь и является тем средством, который устраняет работу задерживающих центров, прекращает деятельность сложных живых механизмов, предупреждающих нас о близкой опасности. Как лошадь, вырвавшаяся из узды, мчится стремглав до тех пор, пока откажут ей силы, и

— 113 —

она падает в изнеможении, так и опьяненный человек теряет власть над собой, неразумно растрачивает свой запас энергии, пока не становится жертвой крайняго истощения. Понятно теперь, какую огромную опасность несет с собой алкоголь общественной жизни. Под действием вина человек приходит в веселое настроение потому, что он потерял способность тосковать и мучиться сомнениями. Он говорит без умолку, совершает несуразные поступки, выбалтывает тайны свои и чужия, нарушая тем элементарные правила общежития. Высшие центры перестали работать, и человек катится вниз, точно по наклонной плоскости, которая может привести в пучину зла и преступлений. Алкоголь устраняет стыд, делает человека циничным и самодовольным, заставляет его забыть о чувстве собственного достоинства и о долге чести. Для алкоголика не существует никаких законов, никаких правил. Он дает полную волю своим инстинктам, ничем не сдерживает своих бурных порывов.

Вот в чем корень алкоголизма, как социального зла. Человек устраняет как раз те чувства, которые играют существенно важную роль в общественной жизни, способствуют ея эволюции, ея совершенствованию. Масса людей болеет и преждевременно умирает от алкоголя. Но не менее важно то обстоятельство, что алкоголь отравляет общество своим ядовитым дыханием, что он вносит растление в нравы, что он дает возможность людям успокаивать свой разбушевавшуюся совесть, подавлять гнетущую грусть, что тем самым он подготовляет застой, мешает прогрессу. Различные социальные группы, на которые распадается современное общество, должны постоянно работать, вести борьбу для того, чтобы отстоять себе право на сносные условия существования. Алкоголь, врываясь в среду людей, мешает им развить должную энергию в стремлении вперед, в улучшении общих устоев жизни. Он подготовляет победу темных сил над светом, он делает возможным попятное движение, он заставляет мириться с существующим злом, оправдывать его и не искать никаких мер для его