Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 110   >>>

— 110 —

вредным моментам, возбуждает охоту к труду, заставляет деятельно работать все органы, все клетки нашего тела. И этой почвы уверенности, давно уже покинутой представителями науки, все еще продолжают держаться обыкновенные смертные, ищущие в алкоголе забвения от всех житейских невзгод. Алкоголь дает им ощущение удовольствия, он заставляет их чувствовать усиленный темп жизни, и они готовы простить ему все его тяжкия прегрешения.

А грехи алкоголя уже описаны нами и действительно безконечно велики. Алкоголь не возбуждает, а угнетает, подавляет деятельность важнейших органов. Спирт не только не приносит с собой новых сил, а истощает последний остаток их, уцелевший после тяжелых трудовых дней. Алкоголь не питает, а подрывает питание. Он отнюдь не согревает, а отнимает от организма тепло. Он вносит с собой разрушение и гибель, порождает массу заболеваний и преждевременно сводит толпы людей в могилу.

В чем же заключаются таинственные чары алкоголя? Что заставляет верить в его чудодейственную силу, несмотря на все невзгоды, которые он несет с собой? Какия свойства дают возможность алкоголю вводить в заблуждение массы людей, заставлять их питаться сказками об истинном веселии и радостях жизни, порождаемых спиртными напитками?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо снова обратиться к человеческому организму и к его строению; в его свойствах мы найдем разъяснение мучащей нас загадки. В нашем теле заложены особые аппараты и приспособления, которые дают нам знать об опасностях, угрожающих нашей жизни, нашему здоровью, заставляя тем самым своевременно принимать необходимые меры. Эти приспособления держат в известных рамках нашу деятельность, нашу работу, не позволяя ей выйти за границы, допускаемые нашей природой. Силы наши небезпредельны, мы должны пользоваться ими разумно, не растрачивая их без всякой нужды. Мы черпаем силы из воспринимаемых нами пищевых продуктов, играющих в нашем организме такую же роль, как топливо в печи. Голод — спасительная

—111 —

реакция для нашего тела. Он дает нам знать, что запас пищи истощен, что необходимо вновь подвезти питательный материал для того, чтобы поддержать силы на должной высоте. Утомление, усталость — все тот же предостерегающий и спасительный для нас голос. Этот голос дает знать работающему человеку, что он дошел до предела, что силы истощены, что необходим отдых для возмещения произведенных затрат. Пусть человек не послушается этого голоса, и истощение при дальнейшей работе дойдет до крайних пределов, когда неминуемо начнется разрушение тканей и органов тела.

Насколько важны приспособления и аппараты, оберегающие наше физическое существо от различных невзгод и опасностей, настолько же необходимы и ценны те свойства нашего тела, которые служат залогом здоровой духовной жизни, удерживая ее в известных рамках и не позволяя ей стать угрозой для общежития. Все наши поступки, все наши слова должны быть освящены разумом. В каждый данный момент разумный человек знает, что ему говорить можно и чего нельзя, что делать можно, и какие поступки абсолютно недопустимы. Когда мы говорим, когда мы действуем, мы находимся под влиянием так называемых задерживающих (высших) центров, заложенных в мозгу. Эти центры заставляют нас обдумать каждое слово, каждую фразу, прежде чем произнести ее. Они заставляют нас обсудить каждое деяние, прежде чем его осуществить. Их деятельностью обусловливается целый ряд переживаний, дающих известное разумное направление нашей физической и умственной работе. Представим себе на минуту, что задерживающие центры перестали работать, и люди стали говорить и делать все, что взбредет им на ум. Разумеется, никакое общежитие не было бы возможно при этих условиях. Значит, высшие центры, заложенные в человеческом мозгу, предупреждают опасности, угрожающия не только каждому человеку в отдельности, но и жизни целого общества.

Целый ряд сложных чувствований и переживаний как бы специально служат для того, чтобы придать здоровый нор-