— 109 — отупления порождаются не одним алкоголем, а всем укладом нашей жизни, который, как увидим ниже, лежит также в основе злоупотребления спиртными напитками, в качестве одной из его важнейших причин. Но одна возможность таких преувеличений ясно говорит о размерах зла. Алкоголь так часто служит непосредственной причиной несчастия, что при поверхностном взгляде может действительно показаться, что жизнь стала бы иной, если бы не было на земле болезненной страсти к спирту. И такой серьезный выдающийся исследователь, как Густав Шмоллер, приписывает алкоголю огромное разрушительное влияние на все стороны жизни народных масс. «В среде наших ремесленников, крестьян, рабочих и поденщиков, — говорит Шмоллер,—все стороны жизни—семья, домашний мир, воспитание детей, общее блогосостояние,—все зависит от того, какая часть доходов проводится через глотку отца семьи в виде спиртных напитков. Миллионы и миллиарды народных денег исчезают в этой пропасти. Весь образ жизни наших средних и низших слоев зависит от этого вопроса. Можно без преувеличения сказать, что от размеров потребления алкоголя зависит все будущее нации. Если только верно, что половина мужчин, семьи которых лежат тяжестью на блоготворительных учреждениях Германии, одержимы алкоголизмом, то уже в этом одном факте мы имеем масштаб того огромного бедствия, которое мы изо дня в день терпим и культивируем в нашей среде. Никакое другое социальное бедствие не может сравниться с этим. И прав Гумпрехт, когда он успокоивает французов ссылкой на то, что немцы скоро погибнут в пьяном море, которое они сами же для себя создали». Значение алкоголизма, как общественного бедствия, особенно ясно вытекает из самой природы спирта, из его действия на человеческий организм. Алкоголь, как мы видели уже, является источником лжи, орудием самообмана. В течение веков он сумел вводить в заблуждение представителей науки, свято веривших, что спирт дает силы, увеличивает сопротивляемость организма по отношению к | — 110 — вредным моментам, возбуждает охоту к труду, заставляет деятельно работать все органы, все клетки нашего тела. И этой почвы уверенности, давно уже покинутой представителями науки, все еще продолжают держаться обыкновенные смертные, ищущие в алкоголе забвения от всех житейских невзгод. Алкоголь дает им ощущение удовольствия, он заставляет их чувствовать усиленный темп жизни, и они готовы простить ему все его тяжкия прегрешения. А грехи алкоголя уже описаны нами и действительно безконечно велики. Алкоголь не возбуждает, а угнетает, подавляет деятельность важнейших органов. Спирт не только не приносит с собой новых сил, а истощает последний остаток их, уцелевший после тяжелых трудовых дней. Алкоголь не питает, а подрывает питание. Он отнюдь не согревает, а отнимает от организма тепло. Он вносит с собой разрушение и гибель, порождает массу заболеваний и преждевременно сводит толпы людей в могилу. В чем же заключаются таинственные чары алкоголя? Что заставляет верить в его чудодейственную силу, несмотря на все невзгоды, которые он несет с собой? Какия свойства дают возможность алкоголю вводить в заблуждение массы людей, заставлять их питаться сказками об истинном веселии и радостях жизни, порождаемых спиртными напитками? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо снова обратиться к человеческому организму и к его строению; в его свойствах мы найдем разъяснение мучащей нас загадки. В нашем теле заложены особые аппараты и приспособления, которые дают нам знать об опасностях, угрожающих нашей жизни, нашему здоровью, заставляя тем самым своевременно принимать необходимые меры. Эти приспособления держат в известных рамках нашу деятельность, нашу работу, не позволяя ей выйти за границы, допускаемые нашей природой. Силы наши небезпредельны, мы должны пользоваться ими разумно, не растрачивая их без всякой нужды. Мы черпаем силы из воспринимаемых нами пищевых продуктов, играющих в нашем организме такую же роль, как топливо в печи. Голод — спасительная |