70 —
ющих предметах резко понижается под влиянием спиртных напитков. Действие алкоголя тяжело отзывается на высших ассоциативных центрах, составляющих гордость и красу человека.
Ассоциации, обусловливающия правильное течение мыслей, изменяют свой характер в зависимости от приемов алкоголя. Ашаффенбург различает троякого рода ассоциации: ассоциации без внутренняго смысла или ассоциации по созвучию, ассоциации внешния или ассоциации по внешнему сходству, и, наконец, внутренния ассоциации, основанные на сущности предметов и понятий, их свойствах. В первом случае представление об одном предмете вызывает представление о другом просто вследствие созвучия слов, выражающих собой оба представления (ножъ—нос, бабочка—бабушка). Само собой понятно, что подобные ассоциации не представляют никакого выигрыша для ума. Это — безплодное занятие, не оставляющее в мозгу никакого следа и затрудняющее лишь правильное течение мыслей.
Внешния ассоциации основаны на внешнем сходстве предметов, на сосуществовании их по времени и месту. Так, портрет может вызвать часто представление о другом сходном лице. Лай собак в пустынном месте вызывает представление о близости человеческого жилья. Молния вызывает представление о громе, блогодаря близости их по времени. Возникают и такия внешния ассоциации, где сходство представляется совершенно ничтожным и касается только формы (примеры такого сходства—спираль, штопор, локон волос, хвост поросенка). Наконец, внутренния ассоциации, основанные на сопоставлении внутренних свойств предметов, их качеств, на причинной связи между ними (преступление-наказание) являются выражением наиболее совершенной деятельности нашего ума. На них зиждется мышление, оне необходимы при выработке убеждений.
Опыт д-ра Смита наглядно показывает, как влияют небольшия количества алкоголя на течение ассоциаций (см. таблицу 5, рис. 20). В продолжение первых пяти дней, когда подвергавший опыту не получал алкоголя, почти половина ассоциаций (46,8%)
| — 71 —
приходилась на долю внутренних (на рисунке окрашен в желтый цвет), другая половина (52,8%) составляла внешния ассоциации (зеленый цвет). Ассоциации по созвучию (фиолетовый) занимали ничтожное, едва заметное место (0,4%). Начиная с 6 по 17 день субъект начинает получать алкоголь в количестве 40—80 грам. в день. И сразу картина распределения ассоциаций по группам резко меняется. Число внутренних ассоциаций падает насчет внешних и ассоциаций по созвучию, начинающих занимать видное место уже в первые дни после приема алкоголя. С 18 дня по 25 день испытуемый опять не получал спирта, но все же его способность ассоциировать предметы по их внутренним свойствам не восстанавливается вполне в течение указанного времени. Алкоголь нанес существенный ущерб ассоциативным центрам, от которого они не так скоро оправляются. Стоит на 26 день опять дать человеку алкоголь, как тотчас же снова резко понижается число внутренних ассоциаций, и преобладающее место начинают занимать внешния ассоциации и ассоциации по созвучию.
Под влиянием алкоголя замедляется восприятие впечатлений от внешняго мира, затрудняется переработка их в мозгу. Прямыми опытами доказано, что время, протекающее между зрительным впечатлением и ответным движением на него, удлиняется под действием алкоголя. И тут приходится отметить тот же любопытный факт, о котором мы говорили уже выше. Субъекту, над которым производились опыты, казалось, что он быстрее обыкновенного отвечал движением руки на условный сигнал. На самом же деле быстрота ответного движения уменьшалась на одну треть. В то же время увеличивалось количество ошибок, которые делал подвергавшийся опыту. Сами же ответные движения становились более сильными, но и этого не сознавало наблюдаемое лицо.
Приведенные опыты ясно обрисовывают сущность действия алкоголя на головной мозг человека и на работу его ума. Алкоголь обрушивается прежде всего на высшие центры, он уничтожает свежие результаты только что достигнутых
|