Петрищев Афанасий Борисович. Из истории кабаков в России. Спб.: 1906

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 21   >>>

  

— 21 —

тели. Значит, самое существование выборных людей неизбежно ограничивает самодержавие, мешает правительству всегда поступать так, как хочется. Витте вполне соглашался с тем, что выборное земство гораздо лучше, чем чиновники, устраивает дороги, больницы и все другое, необходимое для населения. Но—говорил онъ—главную задачу правительства составляют не эти мелочи, а поддержание и укрепление самодержавия. Поэтому необходимо выборное начало уничтожить.

Доказательства министра Витте собраны в написанной по его приказанию книге: «Самодержавие и земство». Горемыкин против этих доказательств ничего не мог возразить. И одно время в России было решено верховным правительством выборные земства постепенно упразднить. Необходимо, однако, заметить, что встарину хорошо понимали, почему всякое местное самоуправление и всякие выборы мешают самодержавию. И, напр., при царе Алексее Михайловиче, правительство исподоволь уничтожало уцелевший от былых времен обычай выбирать должностных лиц. Таким образом, уничтожились по немногу и выборные целовальники. Появились целовальники назначенные. И в отличие от прежних, выборных, их велено было называть «бурмистрами». Эти бурмистры, или управляющие кабаками, были, конечно, послушнее и удобнее выборных целовальников. Но они приносили и очень важное неудобство: население, очевидно, не могло отвечать за действия назначенного чиновника, а следовательно, и не обязано было платить из своего кармана в случае недовыручки в кабаке, или если бурмистр совершал растрату. Поэтому сам собой возникал вопрос:

— Как устроить, чтобы и целовальник был назначенный и чтобы народ нес за него ответственность?

На первое, время устроили так: бурмистра назначали, а когда он приезжал на место, то производилось нечто вроде опроса; «нравится ли, мол, вам, миряне, этот человекъ». Такой опрос и считался выборами. Однако, сами бурмистры находили такой оборот дела неправильным. Они считали себя чиновниками, или, как прежде выражались, «царскими холопами». Звание же: «царский холопъ», считалось почетным и высоким. Выборных людей правительство старательно принижало. Они не имели права называться «холопами». И назывались «сиротами». Тем не менее каждый бурмистр считал, что он холоп. Так он норовил подписываться и в донесениях царю. Правда, царь запрещал это. В одном царском указе гневно сказано: «как смеете вы писаться холопами, тогда как напредь сего писались сиротами? Кто после этого будет писаться холопом, того будем бить нещадно».

Но смешивать долго назначение с выборами было неудобно. Выходило все-таки так, словно население в праве утверждать назначенное правительством лицо. А, следовательно, может и не утвердить. Вь конце концов пришлось признать, что назначенный целовальник есть самый несомненный «холопъ», и, стало быть, население за него не отвечает. А так как холопы воровали нещадно, и возмещать украденное ими стало некому, то правительство нашло в конце концов более выгодным для себя—сдавать кабаки на откуп. Государынею Екатериной II откупные кабаки были распространены на всю Россию. То есть право торговать водкой стало сдаваться на года с торгов. Кто больше дал на торгах, положим, за право торговли в Московской губернии, тот становился московским откупщиком. Он платил в казну, сколько было условлено, открывал кабаки, вел торговлю. И, конечно, наживал большия деньги. Прибыль откупщика была явной потерею казны. И внук Екатерины II Александр I решился снова ввести казенную торговлю водкой. 2 апреля 1817 года об этом вышел Высочайший манифест. Снова появилась казенная продажа питей, но на этот раз оптом. Продажу же враздробь было предоставлено производить частным лицам. Предполагалось, что при оптовой продаже воровства чиновничьяго не будет. Но в действительности воровство началось страшное. Чтобы возместить украденное, пришлось повысить цену на водку: вместо 6 рублей за ведро было назначено 8 руб. Но и это не помогло. Доходы уменьшались. Наконец, преемнику Александра I Николаю I министр финансов Канкрин доложил. «Казенное управление (кабаками) показало то важное неудобство, что все злоупотребления по этой части обращаются непосредственно в упрек правительству». И в 1827 году «казенное управление» было уничтожено, и снова введен откуп.

Вывод, значить, такой:

— Старинную земщину, т. е. местное самоуправление посредством выборных людей, правительству надо было уничтожить, так как она мешала самодержавию. Это удалось не сразу. Привычка решать свои дела была у русского народа сильна. Она осталась от тех времен, когда существовало вечевое устройство, т. е. когда народ решал все дела, выбирал себе князя, а если князь поступал неправильно, то увольнял его. Но в конце концов земщина была уничтожена. Все управление стало чиновничьим. Самодержавие восторжествовало. Но это торжество привело, между прочим, к необходимости отдать питейные доходы в откуп, ибо сделалось невозможно, чтобы за растраты и недоборы целовальника отвечало все население.