Петрищев Афанасий Борисович. Из истории кабаков в России. Спб.: 1906

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 12   >>>

  

— 12 —

кать «питуховъ», тем больше напастей грозило населению. Дело в том, что если кабацкий доход был значителен, то им хотели воспользоваться и монастыри, и дворяне, и воеводы, и всякого рода иной—чиновный и нечиновный люд.

У монастырей были свои кабаки. И когда вблизи царева кабака находился монастырский, то, естественно, монастырь стремился перетянуть питухов на свой сторону. И если монастырскому целовальнику это удавалось, то «недоборъ» по царскому кабаку должно было платить само население. Вот почему между монастырями и населением нередко возникали не только тяжбы, но и междоусобные драки. Для примера расскажу вкратце о вражде между селом Лысковом и Макарьевским монастырем. Лысково па правом берегу Волги; и в нем был царев кабак; а Макарьевский монастырь насупротив на левом берегу Волги, и там же первоначально находился монастырский кабак. Но потом монастырь соблазнился доходами царева кабака, построил на правом берегу Волги возле Лыскова пустынь, а возле пустыни новый кабак; В этот кабак, разумеется, ушла часть «питуховъ» из Лыскова. А так как селу оть этого грозил «недоборъ», то между монастырскими людьми и лысковцами начались нескончаемые ссоры и драки. Монастырь то н дело посылал в Москву доносы на Лысковских целовальников. А лысковцы жаловались на монастырь. Встарину же никакая жалоба не обходилась без взяток. Взятки, или, как их прежде называли, «поминки», платил московским приказным монастырь; платило «поминки» и село. Приходилось платить «поминки» и воеводе, и сотникам, и всякому иному «начальству». Одно время Лысковцы ублоготворили воеводу поминками щедрее, чем монастырь. И воевода лично приехал водворить порядок. Он явился в монастырский кабак и переловил «питуховъ», какие там были, под тем предлогом, что они «беглые холопы»» Таким образом, лысковцы взяли верх. Но вслед затем монахи отправили щедрые «поминки» в Москву. И из Москвы был послан водворить порядок некий дворянин Мостинин. Он запретил лысковцам перебивать торговлю монастырскому кабаку. Сельчане не выдержали. Вооружились топорами и дубинами, взяли приступом монастырский посад Крестцы (ныне город Макаров) и монахов частью убили, частью изувечили... Распря эта велась очень долго. И прекратилась окончательно лишь тогда, когда монастырские кабаки велено было закрыть, а царевы были отданы в откуп купцам Расторгуевым.

Дворяне также открывали свои кабаки возле царских. А если дворянин не имел права на кабак, то открывал «квасную лавку», в которой под видом кваса продавалась водка. Бороться

— 13 —

с этой бедой население не могло, так как дворяне и бояре были люди властные. II жаловаться на них норой было не только безполезно, но и прямо таки опасно. Все чиновники были из дворян и бояр и друг друга, разумеется, поддерживали. Впоследствии, при Екатерине И, дворяне, между прочим, добились, чтобы, напр., крепостным было запрещено жаловаться. И каждая такая жалоба стала рассматриваться, как государственное преступление. II ксгда крестьяне пожаловались, напр., на помещиков Лопухина, Леонтьева и Толстой), то царица Екатерина II приказала всех жалобщиков поголовно высечь плетьми, а затем, если Лопухин, Леонтиев и Толстой пожелают, сослать в Нерчинск па каторгу (для работ на землях Кабинета Ея Величества). Жалобу же велено было не рассматривать. В ней говорилось не о кабаках, но случай этот показывает, к чему могли привести жалобы на сильного человека. Этой безнаказанностью пользовались все, кому не лень. Сибирские воеводы, напр., не стесняясь, заводили собственную торговлю, а в царских кабаках иной год ни единого ведра продавать не позволяли. Между прочим, когда Сибирь была завоевана, то на сибирских народцев московские цари наложили особую дань — ясак. Ясак взимается до сих пор и идет в личную собственность государя. И вот, когда бывало народцы эти привозили ясак, то воеводы посылали им навстречу водку; посланцы воеводские подпаивали доверчивых дикарей, и те пропивали весь ясак. А затем, когда все пропито, воеводы приказывали взыскивать царскую дань, и таким образом дикари лишались всего своего добра.

Сибирь, впрочем, далеко. И там каждый, власть имущий, делал, что хотел. Но вот, напр., что было близ Москвы, в городе Коломне, при царе Алексее Михайловиче. Здесь «служилые люди» открыто торговали водкой сначала на улицах и базарах. А затем стали приходить прямо в царев кабак и продавали здесь свой водку. Целовальники пригрозили пожаловаться. Ответь на угрозы не замедлил. 6 декабря 1653 года служилые люди с солдатами пришли в царев кабак, стали «ломать поставы и питье кабацкое лить.., а целовальника Абакума Ременникова да работника Ивашку Долгова убили, — пробили им головы до мозгу и руки и ноги переломали». Конечно, жители понимали, что за «недоборъ» в кабак им придется платить из своего кармана. Поэтому некоторые старались покупать водку у целовальников. «Служилые люди» и против этого нашли средство. Они поставили около кабака солдат, а солдатам было приказано купленное у целовальника вино отнимать и выливать на землю.

Так было, повторяю, близ Москвы, в Коломне. Да и в