Петрищев Афанасий Борисович. Из истории кабаков в России. Спб.: 1906

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 7   >>>

  

— 7 —

знать частной собственностью; а так как частная собственность священна и неприкосновенна, то за уничтожение пропинационного права дворянам должно быть выдано ив казны «справедливое вознаграждение». Таким образом у крестьян был доход отнять, а дворяне получили несколько десятков миллионов рублей.

Вообще доходами от продажи водки награждались лишь те сословия, которые помогают правительству укреплять самодержавие и держать народ в повиновении. Такими наградами правительство объединяло себя с духовенством и дворянами. Царь Василий тайский стал жаловать и купцов правом на курение вина. Некоторые купеческия фамилии получили царския гранаты на это. Но дворяне очень были недовольны такой льготой «неблогородному сословию». Они добились своего, хотя и не скоро. В 1759 году Императрица Елизавета повелела «купеческие винокуренные заводы уничтожить». На счет же крестьян в законе, напр., царя Алексея Михайловича сказано было твердо, и ясно: буде крестьяне учнут вино курить и продавать, у тех крестьян сечь (т. е. отсекать) руки и ссылать в Сибирь.

В общем при Иване Грозном и следующих за ним царях (Федоре Ивановиче, Борисе Годунове, Федоре Годунове, Василии Шуйском, Михаиле Федоровиче Романове, Алексее Михайловиче Романове) дело стояло так:

1) были особые, так сказать, царския винокурни, о которых речь впереди; затем были винокурни монастырския, боярския, дворянския и очень немного купеческих; крестьянам курить вино строго воспрещалось.

2) были кабаки монастырские и боярские. Главным же образом спиртные напитки продавались из кабаков царевых. Дли управления царскими кабаками при Алексее Михайловиче существовали особые «приказы»: приказ большого дворца и приказ большой казны. Всего царевых кабаков было, говорят, около 1.000. Некоторые кабаки давали царской казне в год 10 —12 тысяч рублей дохода. Со всех же кабаков, как думают, получалось миллиона два *). Но за правильность этой цифры поручиться нельзя. Несомненно лишь, что доходы были очень значительны. Посмотрим, откуда они брались.

ГЛАВА III.

Построение кабака.

Теперь нетрезвому человеку, если он просить милостыни, нередко в насмешку говорят:

— Подайте, Христа ради, на построение кабака.

*) Еще раз напомню, что это по тогдашнему счету. На нынешния же деньги выйдет раз в 10— 15 больше.

— 8 —

Было, однако, время, когда действительно приходилось просить Христа ради на построение кабака. И люди не смеялись над этими словами, а наоборот, живо соболезновали тому, кто говорил их, и подавали на построение кабака так же усердно, как ныне подают, например, погорельцам. Дело в том, что лишь говорилось: «кабак великого государя московского», по кабаки строила вовсе не Москва. Из Москвы только присылался приказ: «построить кабакъ». А самую постройку население обязано было производить своими средствами и за свой счет. Кроме того, само население было обязано доставлять в кабак вино, т. е. или построить винокурню, или подрядить винокуров. Это также на свой" счет. Затем население обязано было выбрать «верного человека» для торговли в кабаке. Этот верный человек, обыкновенно, давал присягу не утаивать доходов и полностью передавать их в царскую казну. Отсюда и название «целовальникъ», т. е. кабацкий торговец целовал крест и Евангелие в подтверждение: своей присяги. Но присяга была лишь для формы. А на деле за своего выборного отвечало опять таки население. То есть, если выборный целовальник растратил выручку, или не внес в царскую казну столько, сколько назначено Москвой, то всю недостачу взыскивали с населения. В приказах об открытии кабаков так и писалось: «а буде явится остановка какая нибудь, или выберете дурных людей, или учините какой нибудь убыток, то быть вам в опале и во всяком разореньи». Недостающая выручка, обыкновенно, разверстывалась. И кто не платил наложенной на него доли, того «ставили на правжъ», т. е. выводили на площадь, раздевали и били палками до тех пор, пока не заплатит. От правежа могли избавиться лишь дворяне. Дворянин имел право вместо себя поставить на правеж своего холопа.

Бывало, что хоть воеводские служители и усердно бьют неисправного плательщика, а он все-таки не платит. На этот случай воеводы имели приказ: «если людишки на правеже начнут отстаиваться и денежных доходов платить не станут, у таких дворы их, имения, лавки отписать на великого государя». Таким образом, поступление в казну кабацкого дохода было обезпечено.

Но вот, положим, население построило кабак, поставило вино, выбрало целовальника. Началась торговля. Целовальнику надо во что бы то ни стало продать как можно больше, чтобы собрать, сколько нужно, в царскую казну. Из Москвы на этот счет приказы были решительные. Целовальнику вменялось в обязанность «действовать бесстрашно, за прибыль ожидать государевой милости и в том никакого себе опасения не держать, а питухов не отгонять».