100 беико отозвался. «Постой, батькой сказал он: «хоть оно и не в законе, чтобы сказать какое возражение, когда говорит кошевой перед лицом всего войска, да дело не так было, так нужно сказать. Ты не совсем справедливо попрекнул. Козаки были бы повинны и достойны смерти, если бы напились в походе, на войне, на трудной, тяжкой работе; но мы сидели без дела, маячилпсь попусту перед городом. Ни поста, ни другого христианского воздержанья не было: как же может статься, чтобы на бездельи не напился человекъ? Греха тут нет. А мы вот лучше покажем им, чтб такое нападать на безвинных людей. Прежде били добре, а уж теперь побьем так, что и пят не унесут домой». Речь куренного атамана понравилась козакам. Они приподняли уже совсем было понурившияся головы, и многие одобрительно кивнули головой, примолвившп: «Добре сказал Кукубенко!» А Тарас Бульба, стоявший недалеко от кошевого, сказал: «А что, кошевой, видно, Кукубенко правду сказалъ? Что ты скажешь на это?» «А чтб скажу? Скажу: блажен и отец, родивший такого сына: еще не большая мудрость сказать укорительное слово, но ббльшая мудрость сказать такое слово, которое, не поругавшись над бедой человека, ободрило бы его, придало бы духу ему, как шиоры придают духу коню, освеженному водопоем. Я сам хотел вам сказать по- | 101 том утешительное слово, да Кукѵбенко догадался прежде». «Добро сказал п кошевой!» отозвалось в рядах запорожцев. «Доброе слово!» повторили другие. И самые седые, стоявшие, как сизые голуби, и те кивнули головой и, моргнувгаи седым усом, тихо сказали: «Добре сказанное слово!» «Теперь слушайте же, панове!» продолжал кошевой. «Брать крепость, карабкаться и подкапываться, как делают чужеземные немецкие мастера — пусть ей враг прикинется! — и неприлично, и не козацкое дело. А судя по тому, чтб есть, неприятель вошел в город не с большим запасом; телег что-то было с ним немного. Народ в городе голодный, стало-быть, все съест духом, да и коням тоже сена... уж я не знаю, разве с неба кинет им на вилы ка-кой-нпбудь их святой;., только про это еще Бог знает, а ксендзы-то их горазды на одни слова. За тем, или за другим, а уж они выйдут из города. Разделяйся же на три кучи и становись на три дороги перед тремяворотами. Перед главными воротами пять куреней, перед другими по три куреня. Дядькивский и Корсунский курень на засаду! Полковник Тарас с полком на засаду! Тытаревсисий и 'Гымошевский курень на запас с правого бока обоза! Щербиновский и Стебликив-ский-верхний—с левого бока! Да выбирайтесь из ряду, молодцы, которые позубастей на слово, за |